13.04.2018 11:02:00

"Личность в биографии города"

Акимова Галина,
научный сотрудник Музея Мирового океана

Вспоминая С. Кауэра: Сеять разумное, доброе, вечное

Имя Станислауса Кауэра, скульптора, профессора Кёнигсбергской Академии художеств хорошо знакомо калининградцам. По информации из литературы и довоенных справочников известно, что в Кёнигсберге находилось более ста его работ. К настоящему времени сохранилось несколько, но это известные, знаковые для Калининграда произведения: отлитый в бронзе памятник Ф. Шиллеру (1910), который находится у Областного драматического театра, скульптура «Нимфа» (1907) в Калининградской художественной галерее, барельефы на фасаде школы № 21 (бывшая Кёнигсбергская Академия искусств в Ратсхофе) - две парящие женские фигуры, аллегорические изображения: «Рог изобилия» и «Гений с венком» (1916 — 1919), барельеф «Геркулес» на стене бывшего шлюза Хаммертайх, скульптура «Мать и дитя» в музее БФУ им. И. Канта и другие произведения.
Музей Мирового океана, где нашел свое новое место фонтан «Путти», была подарена станковая скультуру С. Кауэра «Сеятель».
Скульптура представляет собой обнаженную фигуру мужчины разбрасывающего зерно. На постаменте есть углубленное изображение подписи автора «St. Cauer 28», что, безусловно, доказывает подлинность произведения. На задней стороне есть такой же углубленный текст – название завода в Берлине, на котором была выполнена скульптура – выполнена отливка из бронзы. Кстати, завод известный, на нем выполняли отливки скульптур из бронзы друзья Кауэра и его братья – скульпторы. На постаменте памятника Шиллеру в левом нижнем заднем углу и на задней стороне есть такие же углубленные надписи. Так как скульптура отливалась на заводе, вполне вероятно, что отливок было несколько.
Полностью атрибутировать произведение, установить историю создания, связать с историей города, помогли книги, где имелись каталоги произведений автора.
Рассматривая фотографию выставочного зала Кёнигсбергской Академии с пространством академической выставки 1927-1928 гг., мы видим скульптуру, как один из центральных экспонатов выставки. Академическая выставка – это итог определенного временного пространства творческой деятельности студентов и профессоров. Это не только лучшие работы учебного процесса, но и определенной вектор художественного направления в развитии искусства, которое задает учебное заведение, концепция педагогического коллектива, философия профессоров. Готовить скульптора – это не только научить его владеть инструментами и вложить в его руки мастерство каменотеса. Это еще и воспитание Художника, создающего определенное городское пространство, выполняющего произведения для людей. Известно, что Станислаус Кауэр писал статьи и регулярно публиковал их в журнале «Новое искусство в старой Пруссии», размышляя о роли скульптора в современном обществе, о художественном воспитании и образовании в провинции. Обучение, поиски нового художественного языка, создание символических образов в творчестве профессора и учеников проходили в русле классического направления в скульптуре, продолжали академические традиции. Безусловно, между профессором и учениками велись разговоры о просветительской роли искусства, обсуждалась тема «Сеятеля», мотив известной в христианском мире притчи, которая рассматривалась с позиции «вечных ценностей», гражданского долга, нового, прогрессивного мировоззрения.
Станислаус Каэр преподавал в Академии с 1907 почти 30 лет до выхода на пенсию, но и потом давал частные уроки скульптуры. Он воспитал большое число скульпторов. Не однозначно сложились судьбы учеников Кауэра. Вторая мировая война по разному определила их жизненные пути. Но, изучая творчество его учеников, невольно начинаешь понимать то общее, что объединяет разные имена – высокое отношение к искусству, продолжение просветительской деятельности, эксперименты и поиски в рамках классического направления в искусстве, не восприятие конъюнктурности.
Интересно, что у двоих учеников Кауэра тоже есть произведения, созданные по мотивам «Сеятеля». Это скульптура «Сеятель» на фасаде Архивного отдела администрации
г. Черняховска (в прошлом здание Сельскохозяйственного института в г. Инстербурге). Автор произведения – ученик Кауэра в 1926-1930 гг. Отто Дренгвиц, активно работающий в Инстербурге до 1939 г.
Работал над темой и ученик Кауэра Фриц Сцалински. Очень интересный художник. Весь его жизненный путь связан с родным городом Оснабрюке. В Кёнигсберге он только обучался в Академии с 1926 по 1928 гг. Его «Сеятель» - на фасаде дома на одной из центральных улиц Оснабрюке.
Интересна и другая история, связанная со скульптурой «Сеятель». Из каталога известно, что скульптура «Сеятель» - надгробие консулу Печу. Отто Печ (Otto Paetsch) (1876 – 1927) был известный в Кенигсберге книготорговец и издатель. В 1896 году он появился в качестве ученика в издательской компании «Grafe und Unzer». В 1902 году стал партнером, а после отставки Хуго Поллаковского (Н. Pollakowsky) единственным владельцем. В период деятельности Печа компания выросла на столько, что стала одним из крупнейших издательских домов в Европе.
В период больших торжеств по поводу 200-летия И. Канта в1924 г. (в это время Печ был консулом - представителем Ассоциации германской книжной торговли) Печ выступал с речью в Университете Альбертина и подарил библиотеке большое собрание книг. Печ также руководил строительством издательства. Новое здание издательства и крупный книжный магазин «Grafe und Unzer» располагался на Параден-платц, напротив Университета. (При взрывах в августе 1944 года магазин был полностью уничтожен. После 1945 года издательство располагается в Мюнхене и является одним из ведущих издательств Германии).
Это был не обычный магазин, а известный в Кёнигсберге культурный центр. Залы отделов больше напоминали место встречи общественности города, книголюбов разного возраста, чем место торговли. Над интерьерами залов магазина работал известный в городе архитектор Фридрих Ларс. Он не только выполнил дизайнерское решение интерьеров (подобрал цветовое решение, освещение, специальную мебель), но и включил в интерьер все, что тематически было связано с Книжным домом и просветительской деятельностью. В магазине находились: прижизненный портрет И.Канта работы И. Беккера; копия скульптуры из Кафедрального собора Наумбурга - портрет Хацехи, настоятельницы аббатства в Гернроде, которую считают основоположенницей книжного дела в Германии; часы в корпусе из янтаря Г. Брахерта; в отделе природы - скульптура лося Е. Зонненберга; в отделе сельского хозяйства скульптура берлинского скульптора Георга Майера – Штеглица (G.Meyer-Steglitz) «Сеятель». Находилась в магазине и работа Кауэра – в отделе поэзии бюст Мартина Борманна, поэта, журналиста, сотрудника редакции Кёнигсбергского радио.

 20180413_105402.jpg

С. Кауэр выполнил скульптуру, посвященную Отто Печу. Он обратился к образу Сеятеля. Известный мотив, знакомый образ, традиционное для темы движение. Но мастер подошел к раскрытию темы по-своему. Ему удалось передать в образе внешне спокойного человека, занятого будничным делом, внутреннее напряжение, сосредоточенность и большую душевную отдачу: «..Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте!..».
Известно, что монумент был установлен на главной алее Центрального кладбища Кёнигсберга, там, где была мемориальная портретная галерея. (Было ли это надгробием, или памятным сооружением достойному человеку - к настоящему времени установить не удалось).

Скульптура «Сеятель» Станислауса Кауэра - размышление о смысле бытования на Земле – наш диалог со скульптором.