20.11.2020 10:34:00

Вечные музы скульптора Германа Брахерта

С упруге Г. Брахерта Мии и дочери Траут посвящается...

И в том краю обетованном,
Где в розовой вечерней мгле
Твой образ милый и желанный
Вновь сквозь века придет ко мне…


     За каждым большим творцом стоит Муза – женщина, которая вдохновляет мастера, поддерживает его, прощает обиды и, порой, терпит капризы. Легко ли быть Музой? Наверное, нелегко…Но то бесконечно свободное, парящее, вихрящееся, то вспыхивающее, то угасающее ощущение вечности, что приходит вместе с творческой мечтой не сравнить ни с какой спокойной, уравновешенной, сытой жизнью.
     Когда мы говорим о Пушкине, мы вспоминаем Наталью Гончарову, рядом с Сальвадором Дали мы сразу представляем его Галу, на картинах Рембранта мы видим его возлюбленную Саскию… Германа Брахерта невозможно представить без Мии.

МИЯ


1.jpg   



3.jpg

Мия – певучее, загадочное, лёгкое, как поцелуй на морозе имя. Именно Мией и могли звать эту девушку, склонившуюся над фотографиями или даму с задумчивым, печальным профилем. Немка с русскими корнями, русская с немецким воспитанием – две культуры переплелись и счастливо воплотились в этой женщине.

4.jpg

Мия Брахерт, удивительная, неповторимая, мужественная и нежная, великодушная и преданная, она была не просто верной спутницей мастера, но и прекрасным фотографом, настоящим художником. Именно ее работы донесли до нас мир скульптур Германа Брахерта, тех скульптур, которые погибли в водовороте военных лет.

5.jpg

На фотографиях из семейного архива Брахертов Мия запечатлена в разное время. Милая, юное, русское лицо смотрит на нас свозь годы на петербургских снимках начала века. Как же она была хороша! Неслучайно раненые солдаты, за которыми она ухаживала во время Первой мировой, называли ее ангелом. Понятно, почему Герман Брахерт, встретив Мию в Штутгарте, влюбился в нее.

6.jpg               7.jpg

Первое из известных нам произведений скульптора, посвященных Мие, появилось в 1917, к этому же году относится и зарисовка спящей молодой жены.

8.jpg              9.jpg

В 1922 году появился прекрасный восковой портрет Мии, настоящий психологический портрет, передающий свободный, волевой, цельный характер натурщицы.

10.jpg

По фотографиям мы видим, как меняется Мия, как на ее лице отражается время, как постепенно милая, упрямая девочка становится сильной цельной личностью. Кто делал эти снимки? Возможно, сам Брахерт. Но выполнены они с большой любовью.

11.jpg

12.jpg               13.jpg

С последней фотографии 1970-го года на нас смотрит немолодая, но по-прежнему красивая, благородная, полная достоинства дама с большими серьезными, мудрыми глазами. Легкая улыбка на губах кажется несколько натянутой. За ней скрывается понимание и прощение.

14.jpg

ТРАУТ


Еще одна Муза оставила свой короткий, но яркий след в жизни и творчестве Германа Брахерта. Это его приемная дочь Траут. Девочка появилась в семье Брахертов в возрасте 9-ти лет. Она сразу стала любимицей в семье. Жизнерадостная, любящая все живое, Траут привлекала к себе людей.

15.jpg

Мия фотографировала ее постоянно. Перед нами то веселый, непосредственный ребенок, неугомонный в своих играх, то юная прекрасная девушка, загадочная, воздушная, словно окутанная вуалью тайны. Снимков с Траут много.


16.jpg

17.jpg

18.jpg

19.jpg

Кажется, что родители хотели запомнить каждый жест, каждое движение дочери, чтобы не забыть, чтобы вспоминать. Траут погибла в 1943 году в возрасте 21 года. Не предчувствие ли это?...

20.jpg               21.jpg

Но три работы посвящены именно Траут. Две из них хранятся в музее. Это портрет 12-летней Траут (1934 г.) и скульптура «Ниоба» (1962 г.). Между этими работами целая жизнь и… трагедия семьи. Милая нежная головка 12-летней девочки с печальными глазами и бьющаяся в отчаянии женщина, потерявшая своих детей.

22.jpg               23.jpg

Образ Мии и трагедия Траут вдохновляют и современных художников.
Молодой скульптор из Москвы Надежда Лихогруд в ходе пленэра в 2016 году создала несколько портретов Траут и Мии. Портреты, выполненные по фотографиям, полны драматизма. Пронзительный образ Траут, милой, хрупкой девочки с тонкими изысканными чертами лица поражает не только внешним сходством, но психологизмом, в портрете – и характер, и трагическая судьба дочери Брахерта.

24.jpg

Статуэтки Надежды – «Траут», «Траут с собакой», «Траут на море» – своеобразные знаки-символы прошедшей эпохи, унесшей с собой дворянские усадьбы и вишневые сады.

25.jpg               26.jpg

Вечные Музы скульптора… Они вдохновляли, они поддерживали, они были рядом… И кто знает, может, без этих Муз не было бы и самого творчества.

27.jpg

Спасибо вам за радость вдохновенья, 

 За труд нелегкий жить возле творца, За ваше бесконечное терпенье, 

 За тернии из вечности венца.