02.06.2020 09:13:00

Образы детей в произведениях скульптуры

В о все эпохи мировой культуры тема детства вызывала огромный интерес художников. Вдохновляясь детской беззаботностью или, напротив, наблюдая первые серьёзные встречи ребёнка с жизнью и природой, мастера изобразительного искусства стремились запечатлеть их в своих произведениях.

Одним из самых ранних детских образов в искусстве скульптуры можно назвать знаменитого «Мальчика, вытаскивающего занозу» — римскую бронзовую статую, исполненную неизвестным автором в середине I в. до н. э. по оригиналу древнегреческого ваятеля Пифагора Регийского (жил в V в. до н.э.). Произведение изображает обнажённого мальчика, сидящего на камне и вытаскивающего вонзившийся в его ступню острый шип. Считается, что сюжетом для скульптуры стала следующая история: Марций, пастух из провинции Виторкиано, был послан, чтобы предупредить римлян о наступлении врагов. Мальчик настолько спешил доставить важную весть, что даже впившаяся в ногу ядовитая заноза не могла остановить его стремительного бега. Страдая от боли, Марций достиг Капитолия, сообщил о надвигающемся на Рим вражеском войске и умер от спазма, вызванного раной. По другой версии скульптура представляет спартанского мальчика, занозившего ногу во время состязаний в беге, который, превозмогая боль продолжил бег и первым пришёл к цели, после чего и вытащил занозу. Иную трактовку сюжет статуи имел в Средневековые времена: шип являлся символом первородного греха, так что мальчик аллегорически толковался, как грешник, пытающийся спастись. А в XVIII в., в эпоху Просвещения, «Мальчик, вытаскивающий занозу» получил своё второе наименование «Верный», возвращающее нас вновь в пору патриотичных граждан Древнего Рима. Многочисленные копии «Мальчика», выполненные на протяжении XVIII и XIX столетий европейскими и русскими скульпторами, становятся популярным украшением загородных усадеб и парков.


1.jpg

Мальчик, вытаскивающий занозу. Древний Рим, середина I в. до н.э. (по оригиналу П. Регийского)




Одним из первых, кто попробовал передать в камне мир детской непосредственности и ярких эмоций, стал итальянский скульптор эпохи Возрождения Дезидерио да Сеттиньяно (1430—1464). Замечательный мраморный бюст «Смеющийся мальчик», созданный мастером около 1460/1464 годов, напоён беззаботным весёлым смехом, удивительными спонтанностью и живостью. Благодаря тончайшей обработке мрамора произведение передаёт образ хохочущего мальчугана настолько индивидуально, что, по праву, этот бюст считается одним из самых ранних детских портретов со времён Античности. Известно, что подобные портреты-образы заказывались и устанавливались в небольших частных часовнях. «Смеющийся мальчик» считается последней работой скульптора, который умер возрасте 34 лет.




2.jpg

Д. да Сеттиньяно. Смеющийся мальчик. 1460/1464 гг. Италия.



Первым произведением, принёсшем известность русскому художнику-скульптору Ф.Ф. Каменскому (1836 – 1913) также стало творение на тему детства. «Маленький скульптор», созданный автором в 1862 году во время его творческой поездки в Италию, явился одной из ярчайших работ Каменского. В этом произведении мастер постарался передать очарование настоящей жизни, трогательность юного существа, познающего кропотливый сосредоточенный творческий труд. "Этот милый ребенок, — писал знаменитый критик В. В. Стасов о "Маленьком скульпторе", выставленном на академической выставке, — является не только грациозной статуей, но еще чем-то более важным: он является менее других академической отвлеченностью... Он уже в известной степени в самом деле крестьянский мальчик". Именно в этой скульптуре Ф.Ф. Каменского критик распознал поворот к "разрыву с пустым и скучным идеальничанием", началу торжества реализма в отечественной скульптуре.

Итак, хотя все наши герои и оказались невероятно разными, но все они явились объединёнными чудесным миром детства. Той порою, которая быстро проходит, но оставляет в душе благостный и абсолютно счастливый след в жизни каждого человека.



3.jpg

Каменский Ф.Ф. Молодой скульптор. 1866.