24.11.2020 09:21:00

История одного экспоната

В каталоге Г.М.Мюльпфордта «Кёнигсбергская скульптура и ее мастера» 1970г. в статье, посвященной творчеству Г. Брахерта под № 37, значится: «Деметра», полуфигура, 47 см высоты. Кованая бронза. 1939 год. Находилась в частной собственности скульптора. Местонахождение: сохранилась.»

К античной мифологии скульптор обращался не раз, особенно в сложные годы нацистского режима, когда неоклассицизм стал господствующей религией в художественной культуре Третьего Рейха. У Г. Брахерта есть несколько женских круглых скульптур на античные сюжеты, две названы собственными именами. Это «Деметра» и «Ниоба». Скульптуры выполнены в разное время: «Деметра» в 1939г., а «Ниоба» в 1962. Но почему именно они выбраны мастером из огромного неисчерпаемого моря античных мифов. Кое-что их объединяет. Обе они матери, потерявшие детей. Богиня и земная женщина – символы скорби и материнской всепоглощающей любви. Но какая же между ними разница! …

Деметра, в древнегреческой мифологии, богиня плодородия, покровительница земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса. Дочь Деметры – Персефона - была похищена богом подземного мира Аидом. Разгневанная Деметра лишила землю плодородия, поэтому Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мертвых. Прежде всего, в этом мифе отразилось представление о периодичности умирания и возрождения природы.

Почему же все-таки Деметра, не Афродита, богиня любви и красоты, не Афина, мудрая воительница, а богиня плодородия, самая приземленная, близкая людям? На этот вопрос смог бы ответить только сам скульптор. «Деметра» выполнена Г. Брахертом в 1939г. В это время он живет в Георгенсвальде. Лишенный работы в начале 30-х годов, во второй их половине скульптор постепенно приходит в себя и начинает работать. Трудное время. Время всеобщего страха, время балансирования на грани жизни и смерти. Умирание и возрождение – извечная, старая, как мир, тема, самая загадочная и близкая для всех живущих на земле. Может, поэтому «Деметра», богиня плодородия, а, следовательно, и самой жизни?


А может, потому что Деметра – это, прежде всего, мать, готовая на любую жертву ради своего дитя? Счастье, что она богиня, ей многое позволено. В семье Брахертов подрастает в это время прелестная Траут, счастье и гордость родителей, лучик света в мире хаоса. Ей 17 лет, а через четыре года она погибнет, но сейчас, в 1939-м, Траут - веселая, добрая девочка, утешение, надежда Мии и Германа. Может, поэтому «Деметра», гордая мать юной Персефоны?

Деметра 2.png



Деметра Г. Брахерта – прекрасная молодая женщина, в самом расцвете женской красоты. У нее нежное и вместе с тем сильное притягательное тело. Деметра не стыдится своей наготы. Наоборот, она демонстрирует ее, гордится ею. Мягкие линии передают и хрупкость, и изысканность, и одновременно крепкую стать героини. Деметра величава и торжественна. Поза ее спокойна, прямая гордая осанка, слегка опущенное левое плечо и немного выдвинутая вперед левая нога подчеркивают уверенность героини. Руки спрятаны за спиной, ничто не мешает любоваться чудесной фигурой вечно юной богини. Ее красота даже несколько высокомерна, презрительна по отношению к иным, не обладающим таким образцовым сложением. Перед нами – богиня, всевластная, всевидящая, могучая. Она уверена в своей силе и способна на месть. По-иному смотрится лицо Деметры. Мы видим сумрачное лицо задумавшейся девушки. Она с тревогой смотрит перед собой. Лицо прекрасно и совершенно, как и тело, но в нем нет ни высокомерия, ни презрения. Это лицо может принадлежать и взволнованной красавице и встревоженной матери. Это лицо и женщины и богини, а не только богини. Длинные волосы спрятаны под легкую накидку, которая мягкими складками спускается на спину. Это единственное украшение, ничто не должно отвлекать от совершенной фигуры и прелестного лица.

Деметра выполнена из бронзы. Отполированная гладь металла подчеркивает мягкость линий, а играющий, скользящий на изгибах свет дорисовывает форму, расставляя акценты. Образ Деметры можно трактовать по-разному. Это и символ вечной молодости и красоты, и символ материнства, и возможно, символ самой жизни. Той самой жизни, в которую хотелось верить в годы, когда любая вера, кроме официальной, считалась государственным преступлением.