15.12.2020 14:28:00

"Скульптор двух эпох"

«Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины»

(Ф. Ницше)

В 1946 году, обращаясь к студентам открывающейся после войны Штутгартской Академии художеств, новый ректор, скульптор Герман Брахерт сказал: «Мы ожидаем от вас только идеализма и железной воли! Но вы должны, кроме того, научиться кое-чему другому, тому, что вы можете требовать только сами от себя, что каждый из вас должен искать и найти сам…» Вера в силу искусства, несгибаемая воля и свой, избранный путь – вот три принципа, которым Герман Брахерт следовал всю жизнь.

12 декабря 2020 года исполняется 130 лет со дня рождения этого замечательного художника.

Его творчество, начиная от хрупких, меланхоличных, мягких, почти сказочных женских образов и заканчивая символическими, обобщенными, знаковыми фигурами, – это стремление понять, что такое красота и способна ли она изменить жизнь. Он любил цитировать Шиллера, своего духовного наставника, (с произведениями поэта Брахерт не расставался всю жизнь): «Надо обратить свой взор к возвышенному, руководствуясь своим внутренним достоинством, а не к низменному, ища счастья и удовлетворения потребностей. Пусть каждый стремиться создать идеал из сочетания возможного и необходимого, пусть он выразит его, объединяя иллюзии и реальность, пусть он выражает его во всех духовных и интеллектуальных формах и безмолвно пускает в бесконечное время». Нравственность, естественность, достоинство, изысканная спокойная утонченная красота его произведений продолжают волновать до сих пор. «Бесконечное время», к сожалению, не пощадило многие скульптуры Германа Брахерта, но и те, которые остались, заставляют остановиться, замереть в невольном восхищении или задуматься. В поздних работах мастер выступает не только как скульптор, но и как философ. Поэтому иногда художнику не достает языка пластики, и он прибегает к словам. Некоторые его произведения дополнены надписями. Эти своеобразные «комментарии» не поясняют изображаемое, а скорее дают некоторый словесный эквивалент пластическим образам. Основа работы любого художника – это состояние человеческой души, которая всегда – тайна. Подтолкнуть зрителя к этой тайне, к борьбе за мечту и надежду, вызвать ощущение необходимости изумляться окружающему непознанному – это задача любого большого художника, и Герман Брахерт попытался решить ее, рассказывая о пропущенной через художественное восприятие реальности, которая без его взгляда так и осталась бы невидимой.

Мотив преодоления – один из главных в работах мастера. Поднимающиеся с колен или покоряющие пространство, его герои, несмотря на внешнее спокойствие и отсутствие героики, полны решимости и волевой сосредоточенности. Именно сила воли и умение выдержать удар судьбы в самые тяжелые минуты помогли Герману Брахерту выжить в смутные времена.

На выставке представлены работы художника, ранее не опубликованные документы, письма, фотографии из семейного архива скульптора. Совсем немного осталось зафиксированных свидетельств юности мастера. Сквозь время смотрит на нас худой юноша, полный надежд на будущее. На последних фотографиях 1971 года перед нами – мудрый философ. Изрезанное морщинами лицо, умный спокойный взгляд…

На одной из памятных плит Герман Брахерт оставил надпись: «Что произойдет, над тем и думать не следует. Хорошее и плохое приходит к человеку неожиданно. И даже вера нам ничего не возвещает». Надпись оказалась пророческой. В далеком 1947 году в своей автобиографии художник с горечью отмечал: «В результате конфискации немецкой собственности в Восточной Пруссии в пользу российских репарационных требований отошла и вся наша собственность. Там же были все мои модели, этюды, эскизы и ценные произведения из мрамора и бронзы. Оказались утраченными заготовленные материалы для будущих работ и инструменты». Вряд ли мастер думал тогда, что спустя почти 50 лет после этой записи в его бывшем загородном доме в Георгенсвальде откроется музей, посвященный ему, Герману Брахерту, что тщательно, по крупицам будут собираться материалы, связанные с его жизнью… И скульптор XX-го века перешагнет в XXI-й.

Настоящее искусство всегда найдет отклик у молодого поколения. Искренность, страсть и профессионализм неизменны во все времена. Молодые мастера и известные состоявшиеся художники, вдохновленные творчеством Брахерта, почти каждый год собираются на пленэры. На месяц территория музея превращается в своеобразную скульптурную мастерскую. В экспозиции вы увидите несколько работ, созданных во время этих симпозиумов.

Герман Брахерт вспоминал: «Обращаясь к прошлому, я прихожу к мысли, что в моей жизни скульптора в Восточной Пруссии наиболее существенным – наряду с обучающей деятельностью – было то, что там, выполняя свои задачи, я участвовал в полемике по решению художественных проблем XX-го века». Хочется добавить – и XXI-го…

Ждем Вас в музее!