18.01.2021 15:11:00

"Легкий дым юности"

Легкий дым юности.


«Там детство беззаботное живет,
там юность о несбыточном мечтает…»

В жизни каждого человека есть место, куда он хотел бы вернуться и время, которое он хотел бы вернуть. Зачастую они совпадают. Беззаботное, вечно юное, розовое детство и легкокрылая, беспокойная юность... Только там, в зазеркалье прошлого, в краю откровений, соцветий, человек счастлив по-настоящему, еще ничего не зная о счастье, а только предчувствуя его.
В Доме-музее Германа Брахерта открылась выставка студенческих пленэрных работ, посвященных детству и юности.

Молодые скульпторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда три недели работали над своими произведениями на территории Дома-музея. Тема оказалась близка и понятна всем. Выставка поражает и разнообразием образов, и умением погрузиться в атмосферу прошлого, в мир, где совесть чиста, разум не замутнен, а каждый рассвет неповторим. Герои, созданные фантазией скульпторов, принадлежат «к разным временам, и разным лицам…», но их объединяет одно: умение радоваться жизни, какой бы она ни была. Рядом с литературными персонажами и вымышленными образами соседствуют портреты реальных людей: неунывающий, беспечный, своенравный Гекльберри Финн (автор – Виктор Морин) и быстрый, стремительный, мчащийся впереди времени Скейтер (автор – Анна Кочегина), наша современница, девочка Саша, серьезная, задумчивая, дитя интернета и гаджетов, но так напоминающая своих ровесников из прошлого (авторы – Анастасия Фабрицкая, Надежда Лихогруд).

Представлены на выставке и жанровые композиции, словно перенесенные из далеких сказок и скрытого за дымкой времен детства. За внешним сюжетом – глубокий смысл. Перед нами не просто сценка из жизни, а целая философия. В работе «Песочный замок. Юные архитекторы» (автор – Анна Кочегина) мы видим ребят, играющих на берегу моря, трогательных в своей невинности, но невольно возникает вопрос: каким будет их будущее, возможно, таким же непрочным, как и песочный замок, смытый ревнивой волной. Небольшая композиция «Игра» – будто иллюстрация к сказам Бажова: две юркие ящеркиувлеченно возятся на прогретом солнцем камне. Но, как заметил автор работы: «В этой композиции я хотел одновременно передать игру, танец и противостояние, как часть природы и жизни в целом». Трагическая судьба дочери Брахерта, юной Траут,всегда привлекала внимание. Образ нежной девочки запечатлен в работах Надежды Лихогруд «Траут с собакой Пинне» и «Траут на пляже». Тоненькая, прозрачная фигурка, словно сотканная из воздуха – символ хрупкости нашего мира и временности ускользающей жизни.

Удивительны портреты, выполненные во время пленэра. Умение не только передать внешнее сходство, но и подметить в каждом лице свойственное только ему, психологизм и обобщение образа – не это ли настоящий дар ( «Соня», автор – Надежда Лихогруд, «Портрет Саши», авторы – Владислав Меньшов, Анастасия Фабрицкая, « Голова мальчика» – автор Марк Есин, «София» – автор Анастасия Фабрицкая). В пленэре участвовали в основном молодые скульпторы, еще «не вышедшие из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество», поэтому в их произведениях так много искренности, честности, соучастия.

Глядя на созданные работы, невольно становишься соучастником происходящего, возвращаешься туда, где
Песня, что певала мама,
Доброй сказки разговор
И дорога только прямо,
Детских слез немой укор…
И хочется воскликнуть вслед за поэтом: «Поменяю на молодость душу…»