02.03.2021 09:56:00

«Музыка сфер»

Тяжкое, неженское ремесло мое…

(Л. Пономарева)

Женщины в скульптуре – явление достаточно редкое, что неудивительно.
Этот вид изобразительного искусства, связанный с физическими усилиями, сложной логистикой и дорогостоящими материалами, до сих пор многие считают мужским. Но, несмотря на это, в истории пластического искусства известно немало выдающихся женщин-скульпторов, которым удалось добиться признания: Вера Мухина, Анна Голубкина, Камилла Клодель, Кете Кольвиц…
Выставка «Музыка сфер», приуроченная к Международному женскому дню 8 марта, посвящена Людмиле Пономаревой, которая связала свою жизнь с этой непростой, честной, глубокой, порой мучительной, но наполненной постоянным поиском истины профессией. Среди калининградских мастеров пластического искусства ее имя занимает особое место. Произведения Людмилы Пономаревой имеют свой неповторимый стиль, уникальный, не банальный. В них может быть и покой, и умиротворение, а может – страсть, боль, тоска, но во всех – глубочайшая человечность. «Есть вещи, ради которых не стоит беспокоить скульптуру. Ей по праву принадлежат темы вечные. Право это обусловливает долговечный материал и само волшебство нее»,– записала она как-то в своем дневнике. Женщина, в стихийности и непостоянстве, в преданности и мудрости, в бесконечной, порой неистовой любви и ненависти, – одна из таких вечных тем и главная героиня открывшейся экспозиции.

Выставка продлится с 2 по 31 марта 2021 года.


5.jpg


Женские образы Людмилы Пономаревой удивительно разнообразны. У каждой скульптуры «своя звучащая внутренняя форма», своя музыка, от классики до кадрили. И сферы эти не пересекаются, демонстрируя нам тончайшее умение чувствовать тему, время и особенности материала.
Шубертовская проникновенная Аve Maria слышится, когда мы видим Образ Богоматери, представленный на выставке двумя работами мастера: «Светильник» и «Мадонна». Они отличаются не только высочайшей духовностью образов, но и особым стилем выражения. Поражает необыкновенная небесная «небытийность» ликов, светящаяся теплота, исходящая от скульптур, нежность, плавность, обтекаемость формы, чистота. Иногда образы Мадонны и младенца едва намечены, они словно проступают из ниоткуда, сотканные из воздуха и облаков. Автор использует в этих произведениях сквозные пространственные просветы. Чаще всего для изображения нимбов. Эти просветы позволяли художнику не только расширять пространство, но и создавать ощущение невесомости, объединения земного и небесного.
Любимым поэтом Людмилы Пономаревой была Марина Цветаева. К ее личности скульптор в своем творчестве обращалась не раз. В экспозиции – лаконичный портрет поэта, который выглядит как стремительная зарисовка или напоминает быстрый вырезанный силуэтный профиль, модный во времена Марины Цветаевой и слышится голос Александра Вертинского:

«С большою нежностью, ибо скоро уйду от всех,
Я часто думаю, кому достанется Ваш звонкий смех?»

В некоторых работах Людмилы Пономаревой угадываются черты «эмигрантки Царства небесного» («Летящий скульптор»)
Удивительна работа «Девушка с вытянутыми руками». Следование за материалом здесь особенно заметно. Автор повторяет не только структуру дерева, но и форму. Перед нами стремящаяся ввысь фигура женщины; кажется, – еще мгновение, и она взлетит. Все, начиная от тонких длинных рук, буквально тянущихся ухватить облака, до худого, длинного тела и длинных тонких ног, пытается вырваться, обрести радость свободы. Звук готовой порваться натянутой гитарной струны слышен в этом произведении.
Былинной широтой, гомеровским эпосом, тягучими, мощными мотивами наполнены скульптуры «Ева» и миниатюрный женский торс из гранита. Кажется, что они созданы в далеком прошлом, первыми неизвестными мастерами, для которых поклонение женщине приравнивалось к поклонению самой Земле-кормилице.
Иная музыка, где-то джаз, где-то рок, а может и рэп, звучит в абстрактных, с «пикассовским» подтекстом скульптурах. Двойственность, даже «разорванность» человеческой природы, «безолглядность» в мире, стремительно мчащемся в будущее, невозможность собраться, остановиться, понять самого себя – в произведениях «Идущая по ступеням», « В мастерской», «Автопортрет», «Девушка».
Но в полифонии женских образов выделяется мелодия, присущая всему творчеству Людмилы Пономаревой – это песня о любви и доброте. Недаром одной из ее последних работ стал «Ангел Хранитель», всепрощающий, всепонимающий, всепримиряющий, обращающийся к миру «с требованьем веры и с просьбой о любви».

«На зависти и злости растет только смерть. Жизнь произрастает из любви, надежды и веры, из чуткости и отзывчивости. Из Благоразумия. Если каждый из нас зажжет свой Светильник – мы вырвемся из этого мира мрака и абсурда», – эти слова Людмилы Пономаревой и сегодня, спустя более 20 лет после ее смерти, звучат остро, глубоко и печально.