01.05.2020 10:00:00

«Ваятели великой Победы». Страницы биографии художников-скульпторов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Михаил Аникушин (1917 – 1997)

У частниками Великой Отечественной войны становились люди самых разных профессий. На фронт отправлялись учителя, инженеры, агрономы и рабочие, рядом с ними оказывались и, казалось бы, совсем далёкие от суровой жизненной правды представители творческих профессий – актёры, музыканты, художники. Сегодня мы вспомним имена замечательных скульпторов, прославивших страну своими прекрасными творениями, ваятелей, которые в те четыре страшных года были обычными солдатами, терпевшими лишения и тяготы окопной жизни во имя мирного неба над нашими головами…

Михаил Аникушин (1917 – 1997)


1.jpg


Знаменитый памятник А.С. Пушкину на Площади Искусств в Петербурге уже давно стал таким же равноправным символом города на Неве, как Летний сад или здание Эрмитажа. Без него невозможно себе представить ни один рекламный проспект, ни рассказ уличного гида - настолько этот вдохновенный образ поэта слит с нашим восприятием Петербурга – Ленинграда. Автором замечательного монумента А.С. Пушкину стал выдающийся скульптор, один из ведущих советских ваятелей – Михаил Константинович Аникушин. Творчество М.К. Аникушина, основанное на лучших традициях русского реализма, подарило художественной культуре России целую галерею прекрасных портретных образов писателей, исторических деятелей, учёных. Однако, одним из ярчайших произведений мастера является колоссальный скульптурный ансамбль мемориала «Героям – защитникам Ленинграда», ведь Великая Отечественная война прошла горестной красной нитью сквозь сердце и судьбу Михаила Константиновича Аникушина.     

С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Аникушин воевал добровольцем в противотанковых войсках. Долгое время скульптор принимал участие в обороне Ленинграда, в свободные между боями минуты молодой художник писал этюды, лепил фигурки, изображающие солдат. М.К. Аникушин прошёл всю войну, которая даже 9 мая 1945 года для него не завершилась: скульптор был переброшен на Забайкальский фронт участвовать в войне с Японией. После окончания Второй мировой войны Михаил Аникушин был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина». Давно отгремел салют Победы и радостные возгласы освобождённых ленинградцев, но не о них вспоминал скульптор спустя многие десятилетия, минувшие с той поры. Лишь один случай, казалось бы, совсем неприметный, навсегда остался в памяти мастера: «Зимой сорок второго — сорок третьего годов по каким-то неотложным фронтовым делам я оказался в городе. На площади у Технологического института увидел небольшую группу бойцов в белых маскировочных халатах. Вооруженные автоматами, очевидно разведчики, они направлялись на передовую. Внезапно из ближайшей парадной выбежала девочка лет четырнадцати — худенькая, в наспех накинутом на плечи шерстяном платке — и, что-то крикнув, бросилась к одному из солдат. Он шагнул к ней, порывисто обнял, поцеловал. Бойцы остановились, выжидая. Кто он был, солдат, для этой девочки: отец, брат? Не знаю. Всего несколько мгновений длилась эта сцена. Потом разведчики двинулись дальше, а девочка скрылась в парадной. До сих пор необычно осязаемо вижу всю эту картину».

В середине 1990-х гг. скульптор Михаил Аникушин побывал в Доме-музее Г. Брахерта и, познакомившись с личностью и творчеством немецкого мастера, впоследствии принимал участие в деле сохранения его наследия.


аникушин_памятник а.с. пушкину на площади искусств в петербурге, 1957 г..jpg

М. Аникушин, памятник А.С. Пушкину на площади искусств в Петербурге, 1957 г.


солдаты. фрагмент ансамбля мемориала героям - защитникам ленинграда, 1975 г._аникушин.jpg

М. Аникушин, Солдаты. Фрагмент ансамбля мемориала героям - защитникам Ленинграда, 1975