10.05.2018 12:27:00

"Дом Бурганова" в "Доме-музее Германа Брахерта"

"Дом Бурганова" в "Доме-музее Германа Брахерта"

Выставка "Дом Бурганова в Доме-музее Германа Брахерта", которая торжественно откроется 11 мая в 16.00, организована в рамках крупного выставочного проекта «Диалог Мастеров», призванного представить в пространстве одного музея творчество выдающихся мастеров пластического искусства прошлого и современности.

Александр Николаевич Бурганов – художник с мировым именем¸ внесший значительный вклад в развитие отечественной школы монументальной скульптуры, народный художник России, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии СССР, профессор, доктор искусствоведения. А.Н. Бурганов родился 20 марта 1935 г. в г. Баку, где познакомился с основами своей будущей профессии в детской художественной студии. В 1959 году он окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), кафедру монументально-декоративной скульптуры, обучаясь у таких признанных мастеров советской скульптуры, как Е.Ф.Белашова, Г.И.Мотовилов.
У Александра Бурганова счастливая творческая биография, в которой отражены различные эпохи и художественные стили.
Мастера заслуженно считают и художником «сурового стиля» за лаконизм и монументальность форм, и мастером реалистического портрета, школа которого базируется на лучших традициях отечественной пластики. Бурганов — постмодернист, создающий выразительные метафорические образы в синтезе современности и античной классики. Скульптор, несомненно, один из наиболее ярких сюрреалистов современности, легко трансформирующий формы ради острого художественного выражения новых реалий. Сам мастер формулирует своё творческое направление как «новый романтизм». Яркий личностный художественный почерк и творческий метод А.Н. Бурганова уникален, недаром словосочетание «бургановская школа композиции» стало устойчивым термином в искусствоведческой практике и высших художественных учебных заведениях страны, где изучают и преподают искусство скульптуры. Сам А.Н. Бурганов ведет педагогическую деятельность с 1962 года, являясь профессором и заведующим кафедрой архитектурно-декоративной пластики в родном вузе (ныне Московский Государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова).  
Диапазон творчества А.Н. Бурганова широк – от скульптурного портрета до многофигурных станковых композиций, памятников и монументов. Однако все его творчество, независимо от темы каждой отдельной работы, может восприниматься как некое целое, выражающееся в стремлении изобразить внутренний мир человека, его восторги, желания и страхи. По мнению скульптора, наиболее полно подлинность этих чувств проявляется в сновидениях, а самое значительное чувство возникает в щемящем восторге полета, соединенного с ужасом падения. Это то, что собирает в себе все противоречия ХХ века в стремлении созидать и разрушать, все то, что собирает в единое целое боль за утрату высоких художественных идеалов, стремление их сохранить и одновременно разрушить во имя странного симбиоза чувств, который сегодня является внутренним ощущением почти каждого человека.
В период жесткого официального идеологического контроля над искусством эти чувства не находили возможности реализации. И только «оттепель» 1960-х годов, которая всколыхнула всю интеллектуальную жизнь России, открыла художнику простор для самовыражения.
Если вожди «сурового стиля» 1960-х годов использовали новое чувство свободы для того, чтобы позволить себе открыть глаза на суровую правду окружающей жизни, то Бурганов использовал этот импульс, чтобы отвернуться от реальности. Она исчезла для него. Он закрыл глаза и погрузился в таинственный мир зазеркалья. Перед ним раскрылась огромная вселенная со своими солнцами и лунами, со своими страстями, желаниями и опасностями. С тех пор его творчество, повинуясь собственным законам, стало жить в двух пространствах: во сне и наяву. Окружающие люди, в восприятии художника, изменили свой облик. Лицо перестало для него быть зеркалом души - художник заменяет его образом руки или жестом пальцев. Среди достижений Бурганова — создание особого жанра в пластической композиции. Он автор такого уникального явления как «скульптура-жест», проходящего практически через все символические образы мастера. Образ человеческой руки становится универсальным символом многих монументальных и станковых композиций автора («Жест», «Поцелуй»). Столь же значимый мотив творчества А.Н. Бурганова – это клетка, которая выражена в нескольких пластических ипостасях как граница, запрет и как решетчатая структура, цель которой упорядочить время, форму, явление («Азбука глухонемых»).
Чаще всего произведения А.Н. Бурганова пронизаны воздухом и светом и одновременно тревогой и опасностью, которые всегда незримо присутствуют. Его образы не подчиняются никаким законам реальной анатомии и привычного визуального восприятия. Они меняют форму и находятся в постоянном превращении-перерождении из одного состояния в другое. Одновременно можно сказать, что основой художественной концепции А.Н. Бурганова при совершенной свободе остается все же классическая традиция. Художник не видит себя в отрыве от общеевропейской художественной идеи, завещанной его великими предшественниками. Его скульптуры соединяют в себе академический канон с импульсивной вседозволенностью и могут легко быть примерами классического традиционного искусства и одновременно все отрицающего авангарда.
Произведения А.Н. Бурганова находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях во многих странах мира, а памятники и монументальные ансамбли украшают улицы и площади многих городов России, Европы, Америки, Азии. Среди основных монументальных произведений — памятники Ю.Гагарину в Канаде, А.С.Пушкину в Вашингтоне, поэту В.А.Жуковскому в Баден-Бадене, «Два императора» в Брюсселе и др. Москвичам хорошо знакомы памятник «А.С.Пушкину и Н.Гончаровой» и фонтан «Принцесса Турандот» на Старом Арбате, памятники М.Ю.Лермонтову, И.Бунину, основательнице Академии музыки Е.Ф.Гнесиной, скульптурные парковые ансамбли Украинского бульвара и Сивцева Вражка, портреты-барельефы великих русских художников на станции «Третьяковская» Московского метрополитена и др. За последние пятнадцать лет творчество скульптора стало неотъемлемой частью европейского художественного пространства. К наиболее интересным его произведениям относится ансамбль скульптур для экспозиции под открытым небом во Франции, представленный Пьером Карденом в Лакосте под Авиньоном и в Париже на Елисейских полях.
Творческие работы А.Н. Бурганова отмечены высокими наградами: Государственной премией СССР; Государственной премией МНР и золотой медалью имени Е.В. Вучетича, орденом преподобного Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, орденом Дружбы (2002).
Александр Николаевич является основателем и директором Московского государственного музея «Дом Бурганова», ставшего культурным центром, в котором реализована идея синтеза искусств – архитектуры, скульптуры, музыки, театра.

Искренне благодарим "Дом Бурганова" и лично Александра Николаевича за возможность представить творчество выдающегося художника жителям и гостям Калининградской области.  

В июле к «Диалогу Мастеров» присоединится ещё один выдающийся скульптор-современник Г. Брахерта, чье творчество будет представлено Международным фондом искусств имени С.Д. Эрьзи (Москва).
В августе в рамках проекта будут экспонироваться скульптурные работы С.Т. Конёнкова (1874–1971), которого называли «русским Роденом», а также уникальные фотографии из собрания музея «Творческая мастерская С. Конёнкова», Москва, РАХ.
Все три выставки завершат свою работу в начале сентября, и в конце месяца в Дом-музей Германа Брахерта приедет с выставкой известный скульптор, мастер медальерного искусства Геннадий Правоторов, академик РАХ, Народный художник РФ, член Союза художников России, член Правления Союза художников Росси.