ДОМ МУЗЕЙ ГЕРМАНА БРАХЕРТА

             

                   Дом-музей, посвященный жизни и творчеству Германа Брахерта (1890–1972 гг.), одного из ведущих немецких скульпторов первой половины ХХ века, был открыт в 1993 году в поселке Отрадное Светлогорского городского округа (в бывшем Георгенсвальде).

 Музей расположен в живописном месте на берегу Балтийского моря в некогда загородном доме семьи Брахертов, где скульптор жил и творил в течение одиннадцати лет (с 1933 по 1944 гг.).

Маленький загородный дом стал для мастера, гонимого нацистскими властями, и убежищем, и местом творчества.  Художник создал свыше 20 монументальных скульптур, украшавших Кёнигсберг и провинцию, ряд портретов, оригинальные медные гравюры, большое количество медалей из бронзы, совершенные работы из янтаря.

Герману Брахерту было свойственно тонкое чувство материала, его выразительных возможностей, декоративных качеств. Брахерт – мастер красивых форм, изысканности, элегантности, порой хрупкости и меланхоличности. Его работы сдержанны и благородны. Но, к чему бы ни прикасалась рука мастера, главной, любимой темой всегда оставался человек – абсолютная мера пластического искусства.

Долгие годы в музее по крупицам собирались сведения о жизни скульптора, приобретались его работы. Фонды музея насчитывают более 750 единиц хранения. В основном это документы, письма и фотографии из семейного архива художника. Жемчужиной коллекции являются подлинные работы скульптора, открывающие все грани его таланта. Музейное собрание уникально, т.к. большая часть творческого наследия Германа Брахерта была утрачена в военные и послевоенные годы.  Интерес представляет, как мелкая пластика, так и крупная монументальная скульптура.

Главным экспонатом, безусловно, является скульптура «Несущая воду» (1940), которая была перенесена в музей из Лиственничного парка г. Светлогорска в 2002 году. Работа находилась в удручающем состоянии. Восстанавливали её мастера из Государственного Эрмитажа во главе с ведущим художником-реставратором В. Н. Мозговым. Изяществом, изысканностью и плавностью линий поражает крупный мраморный барельеф «Утренняя заря» (1940). «Такое впечатление, что она сделана пером, а не резцом», – сказал один из посетителей. В экспозиции представлены и портреты, созданные Германом Брахертом в разные годы.

В 2015 году фонды пополнились ценным экспонатом. Калининградский меценат передал в дар музею первую отливку известной скульптуры мастера «Деметра» (1940). До этого в музее хранилась копия этой работы.

         Интерьер дома запечатлен в семейных фотографиях, выполненных женой скульптора Марией Брахерт, ведущим фотохудожником Кёнигсберга.

Музей – это не просто «вместилище муз», хранящее дух прошлого, но и постоянно развивающееся пространство. Дом-музей Германа Брахерта не исключение. Здесь проводятся групповые и индивидуальные экскурсии, художественные выставки; реализуются познавательные и интерактивные программы, просветительские акции; формируются новые и креативные идеи, связанные с расширением возможностей экспозиции, пополнением коллекции, привлечением партнеров и увеличением образовательных программ.

По инициативе музея в Светлогорске и Отрадном состоялись международные научно-практические конференции «Художник во времени» (1998), «Творчество Г. Брахерта в контексте современной культуры» (2003), «Роль музеев малых городов в повышении туристической привлекательности места» (2006), «Герман и Мия Брахерт в истории художественной культуры Кёнигсберга» (2011). В рамках новой концепции развития музея в июле 2015 года состоялась научная конференция «Брахерт и современники. Встреча через 100 лет», в которой приняли участие калининградские музеи и представители ученой элиты Москвы и Санкт-Петербурга. Международные симпозиумы скульпторов, проходившие на территории музея в 1998 и 2010 гг., положили начало коллекции современной пластики. С 2016 года проводятся пленэры скульпторов с участием калининградских, московских и санкт-петербургских художников, а также юных дарований – студентов Московского академического института имени В. Сурикова и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Фонды пополняются новыми замечательными работами, в том числе образцами академической скульптуры.

Первым директором музея была Алла Семёновна Саруль (1941–1918). Она стояла у истоков создания музея и руководила им в течение 20 лет, с 1993 по 2013 годы. За это время скромный маленький провинциальный музей стал центром культуры Светлогорского городского округа, местом притяжения людей творческих профессий, о нем узнали далеко за пределами Калининградской области.

В 2014 году Дом-музей Германа Брахерта сменил статус муниципального музея и стал областным учреждением культуры. Возглавил музей Владимир Артурович Черняев (1967–2015). Под его руководством при поддержке Министерства культуры Калининградской области был произведен капитальный ремонт здания и начато благоустройство территории. Владимир Артурович – автор новой концепции музея «Брахерт и современники», которая определила пути его развития на долгие годы.

Дом-музей Г. Брахерта видит свою дальнейшую миссию не только в сохранении памятников немецкой культуры как части общечеловеческого, историко-культурного достояния и популяризации скульптурного наследия прошлого, но и в создании научно-практической базы современной скульптуры, направленной на становление музея как международного центра скульптуры.

Путь, выбранный Домом-музеем Германа Бахерта, не прост, но, когда за каждым поворотом тебя ждут открытия, понимаешь, что выбран он неслучайно.