29.05.2019 10:57:00

"Скульптурная пушкиниана"

"Скульптурная пушкиниана"

Выставка произведений скульптуры XIX – XXI вв. из собрания Государственного музея А.С. Пушкина (г. Москва)

Выставочный проект «Портреты А. С. Пушкина в произведениях скульптуры русских и советских мастеров», подготовленный Государственным музеем А. С. Пушкина и представленный в залах Дома-музея Германа Брахерта, дает посетителям уникальную возможность познакомиться с коллекцией скульптуры московского пушкинского музея. Он посвящен скульптурной пушкиниане, которая включает в себя эскизы и проекты памятников, станковые и монументальные произведения. Скульптура как вид искусства обладает своими исключительными особенностями. Существование объемного, весомого пластического образа в одной пространственной среде со зрителем открывает перед художниками возможности, отсутствующие в других видах искусства. В скульптурном портрете автор создает иллюзию живой реальности, по-новому воплощая своего героя, будь то историческая личность или литературный персонаж.
«Личная пушкиниана» развивалась и проходила красной нитью через творческую жизнь таких скульпторов, как И. П. Витали, А. М. Опекушин, М. К. Аникушин, Е. Ф. Белашова, О. К. Комов и многих других художников XIX–XX веков, ставших классиками изобразительного искусства. Их работы составляют ядро музейного собрания.
Первым скульптурным портретом А. С. Пушкина после его гибели стала статуэтка работы А. И. Теребенева. Велика документальная ценность этой небольшой фигурки. Несомненно, скульптором руководили друзья Пушкина, которые могли подсказать выбор позы и одежды поэта. Возможно, именно поэтому в произведении молодого автора Пушкин предстает очень обыденным: в сюртуке, со шляпой под мышкой, со сложенными накрест руками.
Не меньшую ценность имеет бюст А. С. Пушкина, выполненный И. П. Витали. История его создания такова. В мае 1836 года Пушкин навещал в Москве К. П. Брюллова, недавно приехавшего из Италии и остановившегося у Витали, которому позировал в его мастерской. Результатом их знакомства стала еще одна идея. Упоминая о полученном предложении, Пушкин писал жене 14 мая 1836 года: «Здесь хотят лепить мой бюст»… Этот портрет трагичен и значителен. И. П. Витали начал работать над ним еще при жизни поэта и закончил уже после его смерти… В выставочных залах представлен бюст, отлитый в ХХ веке на Каслинском заводе.
На выставке экспонируется модель первого памятника А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина, открытого в Москве в 1880 году. По итогам трех конкурсов, проведенных в 1873–1875 годах, комитет вместе с приглашенными экспертами отдал предпочтение проекту Опекушина, отметив в нем «с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». Марина Цветаева писала: «...Уходим мы или приходим, а он – всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда стоит». В поисках окончательного изобразительного решения А. М. Опекушин сделал своего рода набросок – барельеф «А. С. Пушкин», который отличают превосходная чеканка, лаконизм, сдержанность в сочетании с возвышенностью художественного образа. В 1960 году он был передан музею В. П. Шереметевым, праправнуком П. А. Вяземского.
Многим знаком памятник А. С. Пушкину на набережной Макарова в Санкт-Петербурге, перед Институтом русской литературы РАН (Пушкинским домом).

На выставке демонстрируется уменьшенное повторение модели И. Н. Шредера: так же, как и оригинал (первоначально, в 1899 году, установленный в саду Александровского лицея), бюст отливали на фабрике Н. Штанге.
Чернильница «А. С. Пушкин за работой» (1936) Н. Я. Данько была удостоена Третьей премии на пушкинском конкурсе. Позже она неоднократно тиражировалась и изготавливалась в других материалах. На выставке – ее копия в бронзе.
Наиболее значительное место в коллекции музея занимают произведения, связанные с московской юбилейной выставкой 1937 года и конкурсом проектов памятника Пушкину в Ленинграде, объявленного тогда же, но завершенного лишь в 1957 году. В экспозиции можно видеть авторский вариант гипсового бюста, выполненного М. Г. Манизером для III тура конкурса. Позднее памятник был установлен в Гурзуфе.
Знаковым для своего времени является проект М. К. Аникушина 1950-х годов. После победы в пятом туре ленинградского конкурса скульптор посвятил поиску лучшего решения образа еще восемь лет (1949–1957). Он углубленно изучал творчество поэта, его иконографию, подолгу жил в Михайловском, знакомился с потомками в поисках наследственных черт, создал десятки этюдов, эскизов, моделей. Образ поэта отличается ясностью, простотой и в то же время возвышенностью, романтической устремленностью в будущее. Торжественное открытие памятника состоялось 19 июня 1957 года, 22 апреля 1958 года М. К. Аникушину за эту работу была присуждена Ленинская премия.
Имена скульпторов второй половины XX века – Г. В. Нероды, Е. Ф. Белашовой, А. И. Посядо, О. К. Комова, В. И. Дудника, А. Н. Бурганова – вошли в историю отечественного искусства. Их произведения хранятся не только в российских, но и зарубежных собраниях, а также украшают улицы и скверы многих городов.
В 1960 году Е. Ф. Белашова высекает из нежного белого мрамора голову Пушкина-отрока: удивительная цельность и одновременно трепетность психологического состояния юного поэта достигается сопоставлением тончайшей моделировки гладкой блестящей поверхности лица с крупными живописными объемами матовых завитков волос. Портрет А. С. Пушкина 1964 года ученика С. М. Волнухина Г. В. Нероды отличается активной, динамичной подачей образа. В композиции «Пушкин в Михайловском» А. И. Посядо – анималиста, мастера монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуры – поэт представлен как «частный» человек. Пушкиниана О. К. Комова характеризуется конструктивностью форм, изяществом ритма, ясностью пластического исполнения. Работы художника узнаются по сдержанности и благородству трактовки образа Пушкина, его тонкой поэтической выразительности.
Трудно найти другого писателя или поэта, в честь которого было бы создано столько живописных, графических и скульптурных портретов. Обилие художественных произведений, посвященных Пушкину, связано с его исключительным положением на литературном Парнасе. Уже к концу XIX века имя поэта стало синонимом и символом русской культуры. Создавая образ Пушкина, каждый художник стремился по-своему осмыслить и разгадать личность и творчество поэта, с тем чтобы предложить новую интерпретацию его образа – человека, творца, «бессмертного» национального гения. В то же время каждый автор говорил на языке искусства своей эпохи. Собрание произведений XIX–XX веков Государственного музея А. С. Пушкина позволяет увидеть и оценить поиски, открытия и достижения художественной мысли в области скульптурной пушкинианы.