04.04.2020 10:25:00

Что такое скульптура?

в ерсия для сайта

Скульптура как вид искусства.
Особенности восприятия скульптуры


Вступление

Скульптура – это искусство конкретное и телесное, имеющее осязательную силу убеждения и по своим задачам являющееся самым ясным и простым из искусств. Один из учёныхэпохи Возрождения так охарактеризовал скульптуру в начале XVI столетия: «Писатель воздействует словом, скульптор – делом, вещью, тот только рассказывает, а этот – делает и показывает». Спустя век выдающийся итальянский скульптор Л. Бернини охарактеризовал искусство скульптуры следующим образом: «Ведь и сам бог скульптор; он создавал человека не колдовством, а кусок за куском, словно ваятель».

История скульптуры

Скульптура является одним из древнейших видов изобразительного искусства. Именно в скульптуре выражал человек свои первые попытки творчества. Однако, эти первые произведения нельзя в полной мере назвать произведениями изобразительного искусства, так как они имели сугубо сакральную задачу. Таковой являласьминиатюрная пластика Первобытного мира и, несмотря на свою большую развитость и реализм, скульптура Древнего Египта.
В искусстве Древней Греции наблюдается иная эстетика, в ней присутствует уже первое понимание скульптуры, как результата творчества, именно как произведения искусства. Древнегреческие ваятели прославляли идеального человека, прекрасного и телом и душою, которые в понимании греков были неотделимы друг от друга. В греческой пластике на поздних её порах впервые начинает проявляться психологизм. Так, древнегреческий скульптор Лисипп выражает его в своих произведениях «Геракл, борющийся со львом» и «Александр Македонский».
В скульптуре Древнего Рима психологическое начало усиливается, портрет становится более индивидуальным, конкретным, реалистичным так как понимание человека у римлян было более жизненным, а не идеалистичным, как в Греции. Для римлян портрет имел, прежде всего, мемориальную функцию, что объясняет его высокую реалистичность, порою, переходящую в натуралистичность. Но с другой стороны искусству Рима была не чужда и внешняя сторона, отразившаяся в полной мере в официальных образах императоров, где они изображались чересчур героизированными или идеалистичными.
Процесс христианизации не мог не сказаться на развитии скульптурных образов и искусства скульптуры в целом. Приоритетом для мастеров этого периода становится поиск выражения духовности личности. Таким образом лица и герои предстают лишёнными конкретики, главной характеристикой становится душа. Черты лица сглаживаются, увеличивается роль в изображении глаз. Со временем византийская пластика всё больше отходит от реального изображения человека, превращая его в символ. Распространёнными героями скульптурных образов становятся святые. Искусство вновь перестаёт восприниматься, как чистое творчество, достижение человека (так как и сам человек воспринимает себя иначе – как результат Божьих трудов, сам по себе не представляющий ничего особенного).
Быть скульптором в Средневековье означало один из способов служения Господу. Так, в эпоху Готики скульптура служит дидактическим целям, она призвана «рассказывать и просвещать», но, прежде всего, проповедовать. И, тем не менее, художник всё равно старается ощущать человека, пусть даже в образе святого. Готическая скульптура с её композиционной устремлённостью ввысь (спиритуализм, который воплощён также и в архитектуре этого времени), стремится возвысить прихожанина в его молитве. Скульптура этого времени оказывается неразрывно связанной с церковной архитектурой.
В эпоху Возрождения происходит полная перемена взглядов и вновь на сцену возвращаются античные идеалы. Человек в восприятии гуманистов Ренессанса – это борец, идеал, величественное и совершенное из созданий Бога. Это ярко выражено в образах скульптур таких мастеров, как Донателло, Микеланджело, А. дельВероккьо.
Эпоха Барокко привносит в искусство скульптуры чувственно-эмоциональное начало. Особый стиль Барокко явился результатом разочарования в возвышенных идеях Возрождения, воплотившийся в обращении к теме страдания души человека. Для произведений скульптуры периода барокко характерно эмоциональное напряжение,
Пришедший на смену эмоциональному Барокко Классицизм знаменует новую фазу почитания наследия Античности, которое проявляется даже в тематике произведений. Однако следование за греко-римскими идеалами лишь формальное – произведения мастеров-классицистов наполнены восприятием столь понятного им современника - человека XIX века, века просвещения и романтики.
Искусство рубежа XIX–XX вв., определяемое понятием стиля Модерн, проникнуто своеобразным романтизмом, переходящим в символизм, нацеленный на отражение «пограничных», приходящих, мимолётных состояний человека. Отсюда следует и новый способ работы с материалом. Так, поверхности мрамора или любых других материалов, не обрабатывается полностью, часто в произведениях создаётся иллюзия «недосказанности», особой динамики, даже воспроизводится световоздушная среда.

Виды скульптуры

Различают два вида скульптуры – круглую и рельеф.
Рельеф является наиболее древней разновидностью скульптуры. Рельеф – это не живописная плоскость, а перевоплощённый, деформированный, как бы, «сплющенный» объём, одновременно и реальность и мнимость, зажатая между двумя плоскостями. Круглой называют скульптуру, обработанную мастером со всех сторон. Такое произведение предназначено для кругового осмотра.

Предназначение скульптуры

По своим задачам произведения скульптуры подразделяются на:
- Монументальные (скульптура крупных размеров, например, памятники);
- Монументально-декоративные (парковая скульптура, фонтаны, скульптурный декор зданий);
- Станковые (приближены к натуральным размерам человека или животного и не зависят от окружающей среды, могут находиться в любом пространстве).

Жанры скульптуры

Если сравнить скульптуру с живописью, то их роднит изображение реальной действительности, однако, тематический репертуар скульптуры гораздо ограниченнее: ей недоступны, к примеру, бестелесные явления – дождь, туман и др., а также жанры пейзажа и натюрморта. Скульптура, почти всегда, изображает лишь человека и животных. Произведения скульптуры имеют три основных композиционных мотива – это стоящая, сидящая и лежащая фигура и бюст. И, всё же, бедность мира скульптуры мнима. Прежде всего, скульптура не просто имитирует действительность, она взывает к нашей пластической энергии, глядя на скульптуру, мы невольно повторяем, чувствуем её «мышцами». Быть может и бедная сюжетно, скульптура неизмеримо богата пластическими мотивами. Основными жанрами скульптуры являются следующие:
- Портретный;
- Мифологический;
- Аллегорический;
- Исторический;
- Бытовой;
- Анималистический.

Движение и его передача в произведении скульптуре

Скульптура – искусство, кажущееся априори статичным (сразу приходит на ум ироничная фраза: «что стоишь, как статуя?»). Но так ли это? И здесь вспоминаются восторги зрителей в музее перед произведением скульптуры: «ну как живая!». Чем же добивается скульптор этой живости? Живописцу, к примеру, в передаче движения доступно изображение самого действия – катящегося колеса, летящей птицы, движение же в скульптуре – это определённое положение тела, из которого ясны предыдущая и последующая фазы движения. Истинным мастером в этом был итальянский скульптор 17 в. Лоренцо Бернини. Его открытием является изображение движения мгновенного, преходящего, изменчивого. Также в реализации ощущения движения важна творческая манера автора.
В XIX в. динамика скульптуры определяется случайным неоконченным движением. Художники стремятся выразить пластически даже звуки, мысли, мечты. Но особенно богато и сложно это развёртывается в тонких и одухотворённых и символических произведениях мастеров стиля Модерн.
Совершенно иное понимание движения отличает индийскую скульптуру. В её движениях нет функциональной логики, нет цели, словно, выросшее в субтропиках тело индийской статуи лишено костей и мускулов, оно – сплетение ветвей. Здесь нельзя применять критерий европейской анатомической структуры тела человека. Р. Тагор так сказал об индийской скульптуре: «Рука человека как слоновый хобот; ноги, как банановые деревья; глаза блестят, как рыбы в быстром потоке».

Материалы и техники скульптуры

К мягким скульптурным материалам относятся глина, воск и пластилин. В них мастер, как правило, выполняет эскизы своих произведений. Техника работы с мягкими материалами – это лепка, процесс прибавления материала, а, стало быть, непосредственная пластика (часто это понятие применяется к любому произведению скульптуры, однако технически оно не может относится, скажем, к произведению из дерева или камня).
Дерево – один из самых древних, народных материалов. В силу своей природной гибкости, оно допускает определённую свободу в обработке форм, богатство деталей. В дереве мастер может себе позволить создавать произведения с резкими выступами, глубокими вырезами, ответвлениями в форме.
Мрамор – самый богатый материал скульптуры. В мраморе возможны и точная и острая моделировка, и мягкое «сфуматто» (расплывчатость силуэта, контуров). Мрамор прозрачен, он хорошо пропускает свет. Но этот материал, однако, не годится для статуи с широкими движениями: сильно выступающие части становятся хрупкими. Процесс работы с мрамором, который называют ваянием, выстроен на отсекании мастером лишнего от природной каменной глыбы.
Бронза является полной противоположностью мрамору по художественным свойствам. Она также относится к древнейшим материалам скульптуры,техника работы с бронзой подразумевает литьё.Бронза отражает свет яркими бликами и хороша для передачи широких движений (так как полая внутри, а, следовательно, лёгкая), бронза помогает в передаче эмоции, придавая им большую выразительность. Непременная дополнительная художественно-выразительная особенность бронзы – это тёмный, ярко очерченный силуэт произведения.

Заключение

Итак, мы совершили краткий экскурс в историю становления и развития искусства скульптуры, убедившись в том, что этот вид изобразительного искусства чрезвычайно интересен и многообразен. Также узнали об основных видах скульптуры, а, совершив путешествие в мир её художественно-выразительных особенностей, материалов и жанров, ощутили особую притягательность профессии ваятеля. Надеемся, наша лекция помогла Вам обрести нечто новое в понимании этого замечательного вида изобразительного искусства.


До новых встреч в виртуальном лектории Дома-музея Г. Брахерта!