02.03.2017 14:29:00

Открытие выставки

Открытие выставки

«Проявление»
персональная выставка скульптора-керамиста Натальи Чепкасовой

Скульптура – самый загадочный вид искусства, это застывшая жизнь. Не мгновение, застигнутое врасплох, как в фотографии, а именно жизнь с полным набором присущих ей истин. У любой скульптуры есть судьба и «характер, заложенный внутри». Но только истинный творец способен уловить и вызвать из небытия тот образ, который будет «говорить, когда замолчат и песни, и предания» (Н.В.Гоголь).
«И вот сквозь дымку проходящих истин,
Сквозь плен времен и воли роковой
Рожденный образ грез и старых мыслей
Проявится вдруг в зримости земной».
Про-явление, про-зрение, про-видение – явление, зрение, видение через и за, возможность пройти не мимо, а сквозь грани, рамки, пространства, побывать там, где жизнь начинается и заканчивается, где добро и зло сплетены воедино, где все времена сливаются в миг, тянущийся веками.
Мир Натальи Чепкасовой – это мир стихий, мир бирюзового неба, синего моря и лунного сияния… В нем застывшие в тиши и умолкнувшие на мгновение девы заставляют не только увидеть, но прислушаться к их молчаливым речам, в нем светлые Ангелы спорят с вечностью, а диковинные рыбы с аристократичными лицами задумчивы и мудры, в нем холодные ветры, безудержные в своей силе, рвут облака и вспенивают волны.
Наталья Чепкасова работает с глиной, первородным материалом для любой скульптуры. Никакой материал не сможет сказать больше, чем глина: она податлива и пластична, она связана с руками мастера, а значит и с его душой. Большинство выставочных работ выполнены из шамота и глазурованы. Удивительные краски, от лазурного до темно-серого с холодным металлическим блеском, отсылают зрителей в другое измерение, где нет места сиюминутным страхам и мелочным страстям. На выставке представлены собирательные образы-портреты и изысканные композиции.
Интересен портрет-персонификация «Стойкость». Прием олицетворения был популярен и во времена Германа Брахерта. Его скульптуры «Скупость» и «Расточительность», некогда стоящие около городского банка Кёнигсберга, были изображены в виде прелестных нимф. Героиня Чепкасовой – очаровательная девушка с густыми развевающимися волосами. Почему же «Стойкость?» Несмотря на то, что в портрете нет прямых линий, он в диссонансе с самим собой. Толстые, извивающиеся как змеи, враждебные и одновременно привязанные к хозяйке, живущие с ней одной и вместе с тем своей жизнью, кудри кажутся отдельным сюжетом в этой работе. Контраст красивого, задумчивого лица и волос, мятущихся и беспокойных, невольно наводит на мысль о вечной борьбе с самим собой и окружающим миром, о неизменной дисгармонии, о мужестве противостояния.
Совсем по-иному выполнен портрет «Девушки из Кранца». Милое, круглое, жизнерадостное лицо, с загадочной улыбкой вечно юной Джоконды обращено к нам с любовью и верой. Это поистине дитя соленого ветра и стальных волн Балтийского моря. Волосы девушки, словно прилизанные морской водой, собраны сзади в твердый, жесткий, почти прямоугольный хвост, напоминающий плавник крупной рыбы. Геометрическая форма хвоста хоть и контрастирует с мягкими линиями нежного лица, но не противоречит ему. Перед нами гармония моря и человека. Девушка – часть природы, она единое целое со стихией, которая любит ее. Это собирательный образ героини, поцелованной морем.
Впечатления автора от путешествий по миру нашли воплощение в символичных композициях «Андаманское море»*, «Рыбы», «Баргузин»*. Утонченные вазы и аристократические лики создают настроение, заставляя то окунуться в теплые воды экзотического моря, то почувствовать холодное дыхание ветров Байкала… Композиция, состоящая из 2-х работ – «Утренний бриз» и «Ночной бриз», напоминает сюжет пушкинского произведения «Сцена из Фауста»: задумчивый профиль поэта рядом с ухмыляющимся бесом. Мгновение… и «Мне скучно, бес…».
«Скульптура должна входить на цыпочках, легкая, как следы животных на снегу», – сказал один из основоположников абстрактной скульптуры Ханс Арп. Образы Натальи Чепкасовой оставляют невесомые следы фантастических птиц в мире сумерек и грез.
    
Наталья Чепкасова – скульптор, керамист. Закончила Абрамцевское художественно-промышленное училище, отделение "Керамика", Омский технологический институт. Неоднократно участвовала в выставках в г. Омске. Работы хранятся в частных коллекциях России и Германии. В настоящее время проживает в Калининграде. Работает в БФУ им. Канта. Преподаватель скульптуры.