10.04.2018 13:11:00

Музей в библиотеке!

Произведения печатной графики советских мастеров 1960-80-х гг. появились в собрании Дома-музея Германа Брахерта в 1995 году, будучи переданными художественным фондом РОСИЗО. Небольшая, но, безусловно, яркая коллекция представлена такими замечательными именами мастеров книжной и станковой гравюры, как В. А. Дувидов, М.П. Митурич, Т.А. Дехтерева, С.В. Миклашевич и др. Последние советские десятилетия стали временем новых творческих поисков, экспериментов в области печатной графики и, к сожалению, периодом её последнего расцвета.
Представленные на выставке произведения прекрасно отражают состояние не только графического, но всего изобразительного искусства 1960–80-х гг. со свойственным ему отсутствием единого стиля, жанровых границ, а также правил в применении выразительных средств. Художники уходят от прозаических изображений, наделяя свои образы символизмом, фольклорными чертами, а в поисках их творческого воплощения обращаются к традициям западноевропейского и русского искусства разных веков.
Академической ясностью дышат портретные листы «В.Ф. Комиссаржевская» и «М. Горький», исполненные известными московскими художниками О.Н. Гречиной (1947 г. р.) и Т.А. Дехтеревой Т. А. (род. в 1930 г.). Оба произведения выполнены в технике литографии (первоначально изображение создаётся на каменной основе, а затем оттискивается на бумагу), придающей образам какую-то особую зыбкость и живую теплоту. В ином ключе работал с литографией книжный иллюстратор, художник-график В.А. Дувидов (1932–2000). Его эстамп «Пианист», изображающий величайшую исполнительницу произведений И.С. Баха М.В. Юдину, выразителен в своей обобщённости, монументальности в подаче образа, отражающего само таинство музыкального вдохновения.
В технике офорта, самой трудоёмкой и сложной разновидности печатной графики (изображение создаётся на металлической основе, обрабатывается кислотосодержащими химическими составами, выдерживается, затем оттискивается на бумаге), созданы листы «Цыгане» С.В. Миклашевича (род. в 1946 г.), «Сломанное дерево» А.Л. Костина (1947–2000). Несмотря на жанровое начало, оба произведения пронизаны символизмом. Так, уходящий цыганский табор воспринимается некой уходящей в историю традицией или целой эпохой, а старое могучее дерево с отломившейся ветвью видится образом смирения перед ударами судьбы и одновременным желанием их преодолеть: у старого дерева видны молодые, опушённые листьями ветви.
Городским шумом и суетой наполнен офорт А.С. Алымова (1942–1989) «Магистраль». Изображен словно увиденный с высоты широкий проспект с бегущими по нему машинами. Взгляд ли это из окна жилого дома? А может, символ творчества, возносящего художника над обыденностью…
Интересен представленный на выставке портретный офорт «Отто Шмидт», исполненный известным художником-иллюстратором, писателем и путешественником Д.М. Утенковым (1948–2014). Виртуозная индивидуальная манера, отточенная техника рождают замечательный портрет-иллюстрацию, представляющий знаменитого исследователя севера суровым, но, в то же время, лиричным героем.
Искусство печатной графики отчасти близко искусству скульптуры: образы, рождаемые и тем, и другим, являются на свет, преодолевая аморфность природных материалов. Дерево, камень, металл тотчас оживают с прикосновением резца мастера-художника. Возможно, поэтому коллекция эстампов видится столь органичной в собрании музея, посвящённого искусству скульптуры.

4.jpg

3.jpg

5.jpg

6.jpg

7.jpg

2.jpg