23.04.2018 15:59:00

Новая выставка!

Выставка «Греция! Мечта души моей…» посвящена мифологическим образам камерной скульптуры XIX – первой трети XX столетий. Именно в этот период – господства в искусстве стиля модерн и течения ар-деко, получает своё широкое распространение камерная или кабинетная пластика. Небольшой размер и изящество исполнения делали кабинетные скульптуры не только важным элементом классического художественного украшения любого интерьера, но и наиболее приближенным к человеку видом искусства. Особенностью произведений камерной пластики является их уникальная способность настраивать на длительное созерцание, в результате которого создаётся внутренний диалог зрителя с изображённым героем. Чаще всего кабинетная скульптура представлена в бронзе, - этот материал имеет богатые художественные возможности, позволяя авторам воплощать самые различные пластические идеи. Благодаря ограниченному тиражу отливок и высокому качеству проработки форм кабинетная скульптура и поныне остаётся предметом собирательства как в музейных, так и в частных коллекциях.
На выставке представлено тринадцать произведений скульптуры, созданных известными западноевропейскими мастерами XIX – первой трети XX веков и объединённых темой античной мифологии.
Мифологический жанр в изобразительном искусстве тесно связан с аллегорией, иносказанием, символом. Ещё во времена Древней Греции и Рима зародилась традиция отождествлять мощь правителей и военачальников с образами могущественных героев Олимпа. Однако, в последующие столетия художники раскрывают новую, «жизненную» сторону античных легенд, охотно используя их как источник бытовых сюжетов. Так, украшая, виллы и дворцы, мастера эпох Возрождения и Барокко создают лёгкие, полные изящества образы купающихся нимф, вышедшей на охоту Дианы или кокетливой Венеры, играющей с младенцем Купидоном. Для искусства XIX века – анализирующего, ищущего и романтического, тема мифологии становится прекрасным поводом спрятаться от действительности, закрыться от внешнего мира. А древний герой-небожитель превращался в обычного человека – чувствующего, радующегося, страстного или, напротив, терзаемого переживаниями и сомнениями. К началу XX столетия романтическая тенденция в искусстве только усиливается и мифологический жанр с его аллегорико-символической природой ещё более укрепляется в художественной философии стиля модерн.
Одним из ярчайших воплощений такого позднеромантического героя является представленный на выставке «Страдающий Орфей», исполненный известным французским скульптором Шарлем Раулем Верле (1857 – 1923) в 1887 году. Произведение наполнено щемящим чувством безысходности, горькая печаль, беспомощность, отчаяние героя выражены в его изломанной позе, сложном движении. Силуэт скульптуры удивительно музыкален, декоративен. Большая художественная роль отведена прихотливо извивающимся драпировкам, которые вторят движениям тела Орфея, приобретающего особую, почти растительную гибкость.
Одновременно с подобными драматическими исканиями большую популярность в камерной скульптуре конца XIX в. получает обращение к пластическому наследию эпохи барокко с её ярко выраженным декоративизмом форм и лёгкостью сюжетов. Мифологический жанр трактуется, как фантазийная бытовая сценка, наполненная наивностью, мягким юмором и сентиментализмом. Таковы представленные в экспозиции «Вакханка, несущая ребёнка-фавна» и рельеф «Сатиресса с младенцем», выполненные по моделям выдающегося барочного скульптора Клода Мишеля Клодиона (1738 – 1814).  
Темы силы и красоты, получившие особое развитие в искусстве западной Европы в 1920-1930-х годах, нашли своё воплощение в образах «Персея», созданного скульптором и медальером Жюлем Эдуардом Ройном (1916 – 1957), «Амазонках» австрийского мастера Ханса Кекка, (1875 – 1941) и немецкого скульптора Шивелькампа. Все эти произведения наполнены особой активностью, жизненной и, в то же время, какой-то разрушающей силой, порывистостью, а в мифологических героях отчётливо видны черты земных людей.
Столь любимые искусством модерна мотивы играющей чувственной юности, становления, пробуждения души, ярко выражены в скульптуре «Сатиры с морской раковиной» венского мастера Бруно Цаха (1891 – 1945). Отсутствие повествовательной линии, обострённая пластичность образов и почти орнаментальный силуэт произведения, придают ему изысканное, характерное для эпохи декоративное звучание.
Необычным синтезом античной традиции репрезентативного изображения божества и утончённой «земной» пластичности модерна, видится «Гермес», исполненный немецким художником и скульптором Эрнстом Густавом Йегером (1880 – 1954). Герой, словно торжествуя, представляет главные свои атрибуты: жезл-кадуцей, как знак покровительства торговцам и парус – символ защиты мореплавателей. Но при этом, композиция произведения наполнена жанровой непосредственностью – не будь Гермес обладателем волшебного кадуцея и шлема с крыльями, - перед нами бы оказался обычный юноша-матрос или рыбак.    
    На протяжении многих столетий мир образов древнегреческой мифологии являлся неиссякаемым источником художественного вдохновения. Мудрость античных повествований и одновременная их увлекательность, разнообразие характеров героев, которые, несмотря на своё величие, казались столь похожими на обычных земных людей, воплощались в прекрасные произведения искусства, наполненные фантазией, чувствами и мыслями мастеров-художников.

Выставка будет работать до 10 мая 2018 года