26.07.2019 15:19:00

"Тонких линии сонет..."

«Тонких линии сонет…». - так называется выставка графики А.Н. Бурганова в Доме-музее Г. Брахерта

Графическое наследие Александра Бурганова огромно, оно включает в себя множество рисунков, эскизов, стремительных зарисовок-впечатлений и длительных композиций. Суть графики для художника самодостаточна, потому он позволяет себе не подчиняться общепринятым правилам, среди которых даже формат листа – отчасти абстрактное понятие. Каждое графическое произведение Александра Бурганова – это своеобразный монумент, решенный по законам архитектоники и пластики, в композиции которого прежде всего ощутимо распределение тяжести тональных пятен, ритма линий, особое выделение тщательно оберегаемого мастером белого пространства листа. В светлых легчайших серебристых штрихах, в глубоких тёмных порывистых линиях, в растекшихся пятнах выражен особый «темп времени», энергия произведения, задаваемая автором. Во всех графических листах Бурганова почти физически чувствуются движение, жест руки, порой едва прикасающейся к бумаге или неожиданно, почти разрывающей сталью пера поверхность листа. Эта пластика графического языка стала определяющей в создании образов и характеров героев Бурганова, каждый из которых являет мир поэтических метафор, наполненных философскими диалогами о Вечном или же представляет собой возникающие из глубины души романтические фантазии. Таковы представленные в экспозиции листы мастера «Сон», «Погоня, «Орфей и Эвридика», «Свеча Страсти», «Золотая клетка», «Карнавал», «Власть», «Муза» и др.

Александр Бурганов рисует непрерывно. Его рука, отчеркивая поля официальных бумаг, записных книжек, чертежей и проектов, бесконечно летает над листами, оставляя за собой то каллиграфические росчерки и знакомые профили, то виртуозные архитектурные композиции, то просто строки, исполненные мелким ровным почерком, которые смотрятся как прекрасные графические произведения, благодаря особому ритму парящих вверх и вниз вертикалей, утончённых буквиц, разной силе нажима пера.

Интереснейшим дополнением выставки является книжная графика Александра Бурганова, которой мастер занимается уже много лет. Искусство книги в творчестве Бурганова – явление поистине уникальное, ведь художник предстаёт не только в роли иллюстратора, но и литератора. Мастер создал целую серию необыкновенных книг, среди них, получившие мировую известность рукописные и рисованные книги: комикс-автобиография «Я», «Сон», «Пушкин», «Романцеро» и др., увидевшие свет в единичных тиражах.

Все это бесконечный мир графики Александра Бурганова, существующий самостоятельно и при этом неразделимо от того целостного явления, каким предстает перед нами мир этого замечательного художника.

Александр Николаевич Бурганов (родился в 1935 г.) - народный художник России, действительный член Российской академии художеств, почетный член Российской академии архитектуры и строительства, лауреат Государственной премии СССР, доктор искусствоведения, профессор, но, прежде всего, - скульптор с мировым именем, внесший огромный вклад в развитие отечественной монументальной пластики. Неповторимый и легко узнаваемый творческий стиль Бурганова, воплощающий парадоксальные идеи, метафизические символы и полёт безграничной фантазии мастера в удивительные произведения современного искусства, даёт право называть его основателем сюрреалистического направления в российской скульптуре. Магический мир творений Александра Бурганова, пронизанный многоступенными смыслами, аллегориями и бесконечными превращениями, апеллирует к вечным темам мечущейся человеческой души, где постоянно борются и сосуществуют любовь и страдание, добро и зло, истина и ложь, красивое и уродливое. Эти образы находят выражение не только в скульптурных произведениях мастера, но и в его станковой и книжной графике, неотделимой от пластической мысли автора и нередко дополняющей её. Рисунки Бурганова, исполненные, в основном тушью и пером, – это снова превращение, столь любимая автором трансформация, в которой образы из материальности скульптуры переходят в эфемерность языка штрихов и линий.