14.12.2020 12:49:00

Вечные Музы скульптора

выставка фотографий из собрания Дома-музея Германа Брахерта



И в том краю обетованном,
Где в розовой вечерней мгле
Твой образ милый и желанный
Вновь сквозь века придет ко мне…

За каждым большим творцом стоит Муза – женщина, которая вдохновляет мастера, поддерживает его, прощает обиды и, порой, терпит капризы. Легко ли быть Музой? Наверное, нелегко…Но то бесконечно свободное, парящее, вихрящееся, то вспыхивающее, то угасающее ощущение вечности, что приходит вместе с творческой мечтой не сравнить ни с какой спокойной, уравновешенной, сытой жизнью.
Когда мы говорим о Пушкине, мы вспоминаем Наталью Гончарову, рядом с Сальвадором Дали мы сразу представляем его Галу, на картинах Рембранта мы видим его возлюбленную Саскию… Германа Брахерта невозможно представить без Мии.
Мия - певучее, загадочное, лёгкое, как поцелуй на морозе имя. Именно Мией и могли звать эту девушку, склонившуюся над фотографиями или даму с задумчивым, печальным профилем. Немка с русскими корнями, русская с немецким воспитанием – две культуры переплелись и счастливо воплотились в этой женщине.
Мия Брахерт, удивительная, неповторимая, мужественная и нежная, великодушная и преданная, она была не просто верной спутницей мастера, но и прекрасным фотографом, настоящим художником. Именно ее работы донесли до нас мир скульптур Германа Брахерта, тех скульптур, которые погибли в водовороте военных лет.
На выставке представлены фотографии из семейного архива Брахертов.
На них Мия запечатлена в разное время. Милая, юное, русское лицо смотрит на нас свозь годы на петербургских снимках начала века. Как же она была хороша! Неслучайно раненые солдаты, за которыми она ухаживала во время Первой мировой, называли ее ангелом. Понятно, почему Герман Брахерт, встретив Мию в Штутгарте, влюбился в нее. Первое из известных нам произведений скульптора, посвященных Мие, появилось в 1917, к этому же году относится и зарисовка спящей молодой жены. В 1922 году появился прекрасный восковой портрет Мии, настоящий психологический портрет, передающий свободный, волевой, цельный характер натурщицы.
На фотографиях мы видим, как меняется Мия, как на ее лице отражается время, как постепенно милая, упрямая девочка становится сильной цельной личностью. Кто делал эти снимки? Возможно, сам Брахерт. Но выполнены они с большой любовью. С последней фотографии 1970-го года на нас смотрит немолодая, но по-прежнему красивая, благородная, полная достоинства дама с большими серьезными, мудрыми глазами. Легкая улыбка на губах кажется несколько натянутой. За ней скрывается понимание и прощение.
Еще одна Муза оставила свой короткий, но яркий след в жизни и творчестве Германа Брахерта. Это его приемная дочь Траут. Девочка появилась в семье Брахертов в возрасте 9-ти лет. Она сразу стала любимицей в семье. Жизнерадостная, любящая все живое, Траут привлекала к себе людей. Мия фотографировала ее постоянно. Перед нами то веселый, непосредственный ребенок, неугомонный в своих играх, то юная прекрасная девушка, загадочная, воздушная, словно окутанная вуалью тайны. Снимков с Траут много. Кажется, что родители хотели запомнить каждый жест, каждое движение дочери, чтобы не забыть, чтобы вспоминать. Траут погибла в 1943 году в возрасте 21 года. Не предчувствие ли это?... У Траут было классически прекрасное лицо. Возможно, именно это лицо у большинства женских образов скульптора. Но три работы посвящены именно Траут. Две из них хранятся в музее. Это портрет 12-летней Траут (1934 г.) и скульптура «Ниоба» (1962 г.). Между этими работами целая жизнь и… трагедия семьи. Милая нежная головка 12-летней девочки с печальными глазами и бьющаяся в отчаянии женщина, потерявшая своих детей.
Портрет Траут.jpg

Образ Мии и трагедия Траут вдохновляют и современных художников. На выставке представлены портреты, выполненные молодым скульптором из Москвы Надеждой Лихогруд. Портреты Надежды полны драматизма. Пронзительный образ Траут, милой, хрупкой девочки с тонкими изысканными чертами лица поражает не только внешним сходством, но психологизмом, в портрете – и характер, и трагическая судьба дочери Брахерта. По-иному изображена Мия. Перед нами сильная мужественная женщина, готовая к ударам судьбы, не сломленная потрясениями, выпавшими на ее долю. Статуэтки Надежды – «Траут», «Траут с собакой», «Траут на море» – своеобразные знаки-символы прошедшей эпохи, унесшей с собой дворянские усадьбы и вишневые сады.
Впервые на выставке представлена картина Носырева «Траут». Сквозь шероховатое белое плотное полотно вырисовывается сломанная кукла. Картина наполнена трагизмом: перемолотые войной человеческие судьбы воплощены в одной судьбе юной девушки из Георгенсвальде.
Вечные Музы скульптора… Они вдохновляли, они поддерживали, они были рядом… И кто знает, может, без этих Муз не было бы и самого творчества.

Спасибо вам за радость вдохновенья,
За труд нелегкий жить возле творца,
За ваше бесконечное терпенье,
За тернии из вечности венца

Выставка работает с 11 по 16 декабря 2020 года