20.03.2020 17:00:00

"Тонких линий сонет..."

Произведения скульптуры и графики А.Н. Бурганова
 из собрания Дома-музея Г. Брахерта


Вступление. Об авторе

     Александр Николаевич Бурганов (родился в 1935 г.) – народный художник России, действительный член Российской академии художеств, почетный член Российской академии архитектуры и строительства, лауреат Государственной премии СССР, доктор искусствоведения, профессор, но, прежде всего, - скульптор с мировым именем, внесший бесценный вклад в развитие отечественной монументальной пластики. Неповторимый и легко узнаваемый творческий стиль Бурганова, воплощающий парадоксальные идеи, метафизические символы и полёт безграничной фантазии мастера в удивительные произведения современного искусства, даёт право называть его основателем сюрреалистического направления в российской скульптуре. Магический мир творений Александра Бурганова, пронизанный многоступенными смыслами, аллегориями и бесконечными превращениями, апеллирует к вечным темам мечущейся человеческой души, где постоянно борются и сосуществуют любовь и страдание, добро и зло, истина и ложь, красивое и уродливое. Эти образы находят выражение как в скульптурных произведениях мастера, так и его в станковой и книжной графике, существующей неотделимо от пластической мысли автора, а, нередко, дополняющей её.

общий вид экспозиции1.jpeg               общий вид экспозиции2.jpeg
                                                           «Тонкой линии сонет». Общий вид экспозиции

Характеристика экспозиции

    Рисунки Бурганова, исполненные, в основном, тушью и пером – это метаморфозы – столь любимая автором идея трансформации, в которой образы из материальности скульптуры переходят в эфемерность языка штрихов и линий.
     Графическое наследие Александра Бурганова огромно и заключает в себе множество рисунков, эскизов, стремительных зарисовок-впечатлений и длительных композиций. Суть графики для него самодостаточна, потому автор позволяет себе не подчиняться общепринятым правилам, среди которых даже формат листа для него – отчасти абстрактное понятие. Каждое графическое творение Александра Бурганова – это своеобразный монумент, решенный по законам архитектоники и пластики, в композиции которого прежде всего ощутимы распределение тяжести тональных пятен, ритма линий, особое выделение тщательно оберегаемого автором белого пространства листа. В светлых легчайших серебристых штрихах, в глубоких тёмных порывистых линиях, в растекшихся пятнах, выражен особый «темп времени», энергия произведения, задаваемая автором. Во всех графических листах Бурганова почти физически чувствуются движение, жест руки мастера, порой едва прикасающейся к бумаге или неожиданно, почти разрывающей сталью пера поверхность листа. Эта пластика графического языка стала определяющей в создании образов и характеров героев Бурганова, каждый из которых являет мир поэтических метафор, наполненных философскими диалогами о Вечном или же представляет собой возникающие из глубины души романтические фантазии. Таковы представленные на выставке листы мастера «Ожидание», «Море», «Карнавал», «Власть», «Золотое яблоко», «Муза».

бурганов_ожидание.jpg               бурганов_карнавал.jpg
                                         Графические листы «Ожидание» и «Карнавал». 1980-е гг., тушь, перо, эстамп

       Александр Бурганов рисует непрерывно. Его рука, отчеркивая поля официальных бумаг, записных книжек, чертежей и проектов, бесконечно летает над листами, оставляя за собой то каллиграфические росчерки и знакомые профили, то виртуозные архитектурные композиции, то просто строки, исполненные мелким ровным почерком, которые смотрятся как прекрасные графические произведения, благодаря особому ритму парящих вверх и вниз вертикалей, утончённых буквиц, разной силе нажима пера.

     Интереснейшим разделом выставки является книжная графика Александра Бурганова. Ею мастер занимается уже много лет. Искусство книги в творчестве Бурганова – явление поистине уникальное, ведь здесь художник предстаёт не только в роли иллюстратора, но и литератора. Мастер создал целую серию необыкновенных книг, среди которых есть получившие мировую известность рукописные и рисованные книги, увидевшие свет в единичных тиражах – комикс-автобиография «Александр Бурганов», «Сон», «Пушкин», «Романцеро», «Дневник».

бурганов_автобиография-комикс.jpg               бурганов_дневник.jpg
                                                  Комикс-автобиография                «Дневник»

      Жанровый диапазон Бурганова-скульптора чрезвычайно широк – от реалистического портрета до многофигурных станковых композиций и аллегорических миниатюр, памятников и монументов.
     На выставке можно увидеть два портрета, явившихся творческим посвящением мастера нашему региону – это образы своего рода диалога во времени великого философа И. Канта и скульптора Германа Брахерта.

Кант, Брахерт.jpg
Бюст Иммануила Канта. 2018 г. Композитный материал, отливка
Портрет Германа Брахерта. 2018 г. Композитный материал, отливка

     К теме русской литературы обращён «Бунин» - кабинетное повторение знаменитой монументальной композиции, созданной А.Н. Бургановым в 1995 году в честь 125-летия со дня рождения писателя и установленной в г. Воронеже. Произведение имеет выраженную образно-символическую программу – автор изображает час расставания писателя с Россией: Бунин сидит на поваленном дереве, его поза олицетворяет тревогу, одиночество и, одновременно, надежду; рядом видна лежащая и оставленная раскрытой книга, а к ногам литератора льнёт породистая собака – символ навсегда уходящего дворянства. Воплощая свой глубинный замысел, автор избирает реалистический метод с его ясностью и конкретностью форм, живым и гармоничным языком. Символично, что именно в 2020 году, названном в литературе «годом И.А. Бунина», скульптура стала частью коллекции Дома-музея Г. Брахерта.

бурганов_бунин.jpg               Памятник_Бунину_(Воронеж).jpg
                                             Бунин. 1995 г. (отлив 2020 г.). Памятник И.А. Бунину в г. Воронеж. 1995 г.
                                                                                             Бронза, литьё

     К внутреннему миру человека, с его переживаниями и восторгами, желаниями и сомнениями, обращены аллегорические миниатюры А.Н. Бурганова. Лицо перестало быть для него зеркалом души – художник заменяет его философским образом руки или жестом пальцев. Создание этого особого жанра, получившего определение «скульптура-жест», является бесспорным творческим и авторским завоеванием Александра Бурганова. Мотив жеста пронизывает практически все символические образы мастера, превращаясь в универсальный возвышенный символ. Таковы представленные в экспозиции скульптурные миниатюры «Письмо», «Поцелуй луны» и «Рука с шаром».

бурганов_поцелуй луны, власть.jpg
Бурганов А.Н. Поцелуй луны. 2018 г., искусственный материал / Власть. 1980-е гг., тушь, перо, эстамп.

Заключение

     Словно бы об искусстве Александра Бурганова говорят строки, оставленные великим ваятелем Огюстом Роденом: «Истинный художник всегда выражает то, что он думает, даже рискуя опрокинуть устоявшиеся предрассудки. Тем самым он учит искренности себе подобных». Выставка «Тонких линий сонет» – это лишь небольшая дверка, приоткрывающая перед нами поистине бесконечный творческий мир уникального художника, классика, живущего среди нас – Александра Николаевича Бурганова.