31.10.2020 15:25:00

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР КЁНИГСБЕРГА 1920–30-Х ГГ.

Кёнигсберг – город, полный тайн и преданий. Город, в котором история, накинув на плечи темный плащ с красным подбоем, разгуливала ночами по булыжным мостовым, стуча деревянными подошвами. Город-философ, город-мыслитель…Он всегда притягивал в свой загадочный магический мир творческих людей. И попав в плен иллюзий и страстей этого странника, никто не хотел его покидать. Посвятил свою жизнь Кёнигсбергу самый известный философ – «узколиций» Кант, здесь родился великий мистик Гофман. Марина Цветаева говорила, что «в каждом прусском конторщике дремлет поэт, а в каждом портном просыпается скрипач».
Герман Брахерт приехал в Кёнигсберг в 1919 году. И остался на целых 25 лет. Если бы не война, он вряд ли покинул бы Восточную Пруссию. На этой земле скульптор создал свои лучшие произведения. Ему было всего 29 лет, когда он окунулся с головой в бурный, кипящий поток художественной жизни начала 1920-х годов. Время противоречий и полемик, время поисков новых форм и стилей в искусстве, академизм и авангардизм, элегантность ар-деко и брутальность экспрессионизма. «Все без исключения искусства переживают сейчас тяжелый кризис. Тем не менее существуют такие скульпторы, которые, ощущая кризис, находят в себе достаточно сил, чтобы взяться за его разрешение. К этим борцам относится штуттгартский скульптор Г.Брахерт», – писала в октябре 1926 года газета «Кёнигсберг Хартунгше цайтунг».
Художественный мир Кёнигсберга 1920–30-х годов был разнообразен и многолик. Выставка лишь приоткроет край занавеса, за которым скрывается театр творчества, полный драматических поисков новых стилей, форм и тем.
В экспозиции представлена уникальная книга «Молодой Коринт», посвященная творчеству знаменитого художника-экспрессиониста Ловиса Коринта. Он родился в городе Тапиау (ныне – Гвардейск). Его произведения находятся почти во всех ведущих музеях мира. В 1931 году Герман Брахерт создал трагическую, полную противоречий скульптуру «Гений творчества», посвященную памяти Коринта. Остается загадкой, как могла быть издана эта книга в 1941 году, когда творчество этого мастера было запрещено в нацистской Германии. Автор книги, Альфред Роде – тоже замечательная личность. Искусствовед, директор художественных собраний Королевского замка, человек, с именем которого связана история Янтарной комнаты, Роде был блестящим ученым, специалистом по янтарю. Его труд – «О янтаре» – представлен на выставке. Обе книги Роде дополнены фотографиями Мии Брахерт, жены скульптора Германа Брахерта. Она была ведущим фотохудожником Кёнигсберга. Многие утраченные сокровища Королевского замка отныне мы можем видеть только на фотографиях Мии.
Выдающийся художник Карл Шторх, прославившийся своими великолепными пейзажами и прекрасными, проникновенными портретами – еще один герой экспозиции. Вы увидите буклет с иллюстрациями его работ и отрывок из юбилейного издания 1944 года, посвященного Карлу Шторху с надписью бургомистра.
Кёнигсберг без преувеличения можно назвать городом, где господствовала графика. Много славных имен взрастили его древние стены. На выставке вы увидите две замечательные графические работы: портрет Фрица Шумахера (автор – Гертруда Лербс) и офорт «Старый университет» (автор – Роземари Бухгольц). Оба произведения отличает не только высокое мастерство исполнения, но и глубина проникновения в суть изображаемого, искренность и психологизм. К сожалению, в музее нет подлинных работ Хелены Нойманн, удивительного пейзажиста. Она жила в Раушене и оставила большое количество тонких, прозрачных, наполненных светлой грустью пейзажей. Художница любила море, крутые обрывы, густые леса, озера и пыталась донести свою любовь до зрителя. В экспозиции вы познакомитесь с книгой «Восточнопрусские ландшафты Хелены Нойманн».
И конечно, невозможно представить величественный город без его главного архитектора Ханса Хоппа, друга и коллеги Германа Брахерта. Здания, выполненные по его проектам, до сих пор украшают улицы Калининграда. Ханс Хопп написал о себе книгу «Один архитектор в Восточной Пруссии». Он явно поскромничал. Его труд стоило бы назвать «Главный архитектор Восточной Пруссии». Здание Ратуши (ныне – мэрия Калининграда), Ремесленная школа для девочек (ныне – Дом офицеров), Дом техники (ныне – торговый центр Эпицентр), ресторан Восточнопрусской ярмарки (ныне – здание спортивного общества Динамо), сбербанк (ныне банк на проспекте Мира) – вот неполный перечень его сохранившихся работ. Творчеству архитектора посвящена диссертация Габриеллы Виземанн "Ханс Хопп. 1890-1971. Кёнигсберг, Дрезден, Холлс, Восточный Берлин. Биографическое исследование о современной архитектуре". Обе книги находятся на выставке.
Великий скульптор и график Кете Кольвиц тоже оставила свой след в истории и культуре Кёнигсберга. Ее произведения, наполненные трагизмом, страстью, бешеной энергией и беспощадной искренностью, до сих пор заставляют задуматься о смысле существования окружающего мира, о жестокости и бессмысленности войны, о великой ценности каждой человеческой жизни. В экспозиции представлены два портрета Кете Кольвиц. Оба выполнены нашими современниками. Два взгляда на скульптора. На обоих портретах перед нами – немолодая женщина. Но если у Ольги Бадмаевой она спокойна и уверенна, то у Виктора Морина – уставшая, все понимающая, но еще продолжающая бороться героиня, настоящая римская матрона, стойкая и мужественная.
В 1970 году в Германии вышел каталог «Кёнигсбергская скульптура и ее мастера. 1255–1945 гг.». Уникальное издание, в котором собраны все известные скульпторы Кёнигсберга. Немного позже появилось и приложение этому каталогу. Только листая книгу, знакомясь с многочисленными именами талантливых мастеров, начинаешь понимать, как разнообразен и необыкновенно широк был мир скульптуры в Кёнигсберге. Какие превосходные произведения искусства формировали душу этого города. На выставке вы можете познакомиться с этим замечательным каталогом.
Сейчас, спустя почти век, трудно разглядеть за пеленой прошедших лет город, канувший в небытие. Но художники и существуют для того, чтобы оставалась память об ушедшем. Мир творчества безграничен и вечен. И когда наступает ночь, история, накинув на плечи темный плащ с красным подбоем, стучит по дороге деревянными подошвами, напоминая нам о том, что ничего на исчезает навсегда…