Герман Брахерт (1890–1972)
Известный немецкий скульптор Герман Брахерт родился 11 декабря 1890 года в городе Штутгарте. Тяга к творчеству у него проявилась в юности:после окончания восьмилетней школы – учился чеканке и резьбе по металлу, посещал художественно-промышленное училище в Вайсенхофе, позднее – изучал архитектуру в Штутгартском университете.
В 1919 году Герман Брахерт получил приглашение на профессорскую должность в Школу искусств и ремесел Кёнигсберга. В течение семи лет работы в школе Брахерт вел класс скульптуры, класс ювелирного искусства, руководил мастерской по архитектуре интерьера и мебели.
В первые годы жизни в Кенигсберге художник занимается чисто декоративными формами и выполняет рельефные фигуры из самых разнообразных материалов в различных масштабах, тем самым приобретается безупречное чувство соразмерности в художественном произведении.
В 1926 г. в газете «КёнигсбергерХартунгшецайтунг» выходит статья «Люди Восточной Пруссии». В ней подробно говорится об упадке искусств: «…все без исключения искусства переживают сейчас тяжелый кризис». Среди борцов за новые цели в пластическом искусстве в этой статье был назван штутгартский скульптор Герман Брахерт.
За четырнадцать лет (с 1919 по 1933)он создал более двадцати монументальных скульптур для Кёнигсберга и провинций Восточной Пруссии.
Из произведений «кёнигсбергского периода» творчества скульптора в Калининграде сохранились две работы мастера: рельеф «Марка Дома техники» на здании торгово-развлекательного центра «Эпицентр» (со стороны улицы пр. Баранова) идекоративное оформление двери бывшего Финансового управления Кёнигсберга, сейчас – здание Областной администрации на улице Д. Донского, 1.
После прихода нацистов к власти творчество Германа Брахерта было признано «выродившимся» и «дегенеративным». Работы скульптора изымались из собраний Королевского замка и других экспозиций, убирались из городской среды. Герман Брахерт фактически был лишен права на профессиональную деятельность и был вынужден покинуть Кёнигсберг.
В 1933 году художник переехал в Георгенсвальде. Небольшое ателье, расположенное рядом с домом, превратилось в творческую мастерскую. Работы этого периода сохранились почти все. Бронзовая «Нимфа» украшает променад современного Светлогорска. «Несущая воду», перенесенная из Лиственничного парка, – в экспозиции музея. Сохранились четыре рельефа: «Утренняя заря», «Рыбак и русалка», «Три девушки с янтарем», «Источник любви». Сегодня – это также экспонаты Дома-музея скульптора.
В 1930-е годы Брахертработает консультантом и художественным руководителем наКёнигсбергской государственной янтарной мануфактуре. Под его началом выпускаются настоящие произведения искусства. И сегодня изделия мануфактуры, изготовленные по эскизам скульптора, пользуются огромным спросом у частных коллекционеров и государственных музеев.
В 1944 году Герман Брахерт со своей семьей возвратился в Штутгарт, уже навсегда.
Весной 1946 года скульпторвозглавилШтутгартскую Академию изобразительных искусств. После преодоления первоначальных трудностей по реорганизации и восстановлению Академии Брахерт вновь стал создавать крупные работы. Их можно увидеть в Штутгарте и Бонне, Шлайтдорфе и Люнебурге. В 1954 году он стал советником по культуре отделения художественного литья на швабском предприятии Вассеральфингена. В 1960 году в связи с 70-летием скульптору Герману Брахерту было присвоено звание почетного члена Академии художеств в Штутгарте. В 1961 году скульптор был награжден Федеральным крестом 1 класса.
Брахерт скончался 2 июня 1972 года. Последняя крупная работа, выполненная 80-летним мастером, была посвящена покинутой Восточной Пруссии. Женская фигура, устремленная вперед, символизирует страну, ставшую для Брахерта второй родиной. Улица в Шлайтдорфе, на которой стоял дом скульптора, носит имя профессора Германа Брахерта.
На одной из памятных выставок произведений профессора Брахерта в Штутгарте творчество скульптора и его жизнь были названы «каждодневным подвигом».